История медицины в Армении

Армянская медицина , ( арм.  Հայկական բժշկություն ) – совокупность знаний о классической медицина , сохранении и поддержании здоровья, и образе гигиене жизни в Древней и Средневековой Выбрать дату [1] .

История

Античный период

Mедицина, являясь неотъемлемой частью культуры Древней Армении, своими корнями уходит в глубь веков. Вобрала медицина армянская в себя лечебный опыт многих поколений народных врачевателей . После принятия в 301 году христианства в Выбрать дату на месте языческих Храмов Были сооружены Монастыри, по инициативе которых ПРИ католикоса Нерсеса I Великого (353-373) были открыты первые больницы [1] .

Армянская медицина располагает богатейшей сокровищницей лекарственных средств, включающей представителей флоры, фауны и неорганической природы Армении. В древности Славились Особенно лекарственные растения Армянского нагорья , во : Многие вывозились : которые Востока и Перейти в таблицу и в МРСК Северо – Запада вошли древнейшие фармакопеи . Геродот , Страбон , Ксенофонт , Тацит в своих описаниях упоминает о целебных растениях армянской Флоры .

Средние века

Мовсес Хоренаци пишет, что : царь Вагаршак ( II век н.э. ) осушал болота Тайка , гавара очередь первую в Кога , создавая там сады и цветники, в которых выращивали лекарственные растения (Хоренаци II, 6). Согласно римскому историку Тацит, армянские крестьяне для лечения ран применяли “деревенский” лекарство [2] .

Целебные свойства некоторые растения, в частности бриония двудомный , чернушки и другой ряд K привел в растениях почитания Этой Древняя Выбрать дату . Большой популярностью пользовались также лекарственные средства неорганического происхождения (армянские глина, камень, бура, а также соединения ртути, железа, цинка, свинца). Как писал Ибн Сина , «армянская глина удивительно действует на раны … Она особенно помогает от чахоточных и моровых лихорадок» [3] .

Препараты железа применялись для лечения ряда болезней, при которых они используются и в современной медицине. Арсенале лекарственная В СРЕДСТВАХ прочное места занимали ртутные препараты , добывавшийся в Aрмении , и числе Тома в киновари [1] .

Помимо этих средств, в медицине использовались также лекарственные вещества животного происхождения (органные, тканевые и ферментативные препараты) вытяжки из половых желез, мозга, печени, селезенки, желчь некоторых животных, сывороточная закваска рубцов желудка зайца; препараты смешанная природа: так называемая влажная зуфа, мумие и некоторые другие, обладавшее гормональным, антитоксический и противосклеротическое действие [1] .

Классическая медицина армянская на заре своего Развития испытала благотворное влияние эллинистической науки . Труды классиков античная философия, естествознание и медицины – Платон , Аристотель , Гиппократ , Гален , Асклепиада и другой, переведенная в V – VII века усилия грекофильская переводческая школа на древнеармянском языке , , сыграли большая роль в формировании мировоззрения армянский врачи [4] [5] . В течение трёх веков (с V по VIII ,) в армянской медицине по творческому освоению античного наследия. Средневековые научные труды античных классиков. Средневековый армянский В книжности античного учения о четырёх стихиях и им эквивалентной четыром кардинальных влаги (кровь, слизь, жёлтый и серной желчь) встречается труд в Клубе Впервые Езник Кохбай «Опровержение ереси» (Езник Кохбаци, 1926). С принципами гиппократовской медицины был знаком философ Давид Анахт (конец V – начало VI в.). Ученый Анания Ширакаци (VII в.) Наряду С космографией , занимались вопросами Также фитотерапия ( Матенадаран , № 8397 рукописи) лечебных Свойства описывается где растения амаспюра[6] [7] .

Примечания

  1. ↑ Перейти к:4 Армяне / отв. ред. Л. М. Варданян, Г. Г. Саркисин А. Е. Тер-Саркисянц . – Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН ; Ин-т археологии и этнографии НАН РА . – М. : Наука , 2012. – С. 473-477. – 648 с. – 600 экз.  – ISBN 978-5-02-037563-5 .
  2.  Тацит. Анналы. Малые произведения. История / Пер. с лат. А.С. Бобовича . М., 2003 / XII, 51
  3.  Ибн Сина. Канон врачебной науки: в 5 кн. Ташкент, 1954-1961; 1954. Т. 2. С. 303
  4.  Аревшатян С.С. Древнейшие армянские переводы и их культурно-историческое значение // ИФЖ. 1973. № 1. С. 23-37. С. 83-93
  5.  Варданян С.А. Медико-биологические воззрения Давида Непобедимого // Философия Давида Непобедимого. М., 1984. С. 83-93.
  6.  Варданян С.А. История медицины Армении. Ер., 2000 (арм.) С. 80-81
  7.  Варданян Стелла. История медицины в Армени. Paris, 1999. P. 72, 73

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *