История российской дефектологии

Дефектологии как история научная дисциплина и общественная Практика начинается в середине 19 Связаны напрямую и со становлением века земского Движение в России. Тем не менее, несмотря на то, что уже в первой половине XIX в России уже существовали училища для глухонемых, слепых, а также начинали появляться первые медико-педагогические учреждения для умственно отсталых, в стране практически не велось научных исследований, посвящённых изучению природы (физиологической , психологический, социальный) дети с отклонениями в развитии. Детей Развития Своеобразие с отклонениями приводило к педагогов пониманию необходимости привлечения знаний других наук о человеке и ЕГО деятельности . Импульс своей для Огромной дефектологии Развития после получает октябрьскую революцию 1917 годаи прихода к власти правительства большевиков .

Первая половина XIX века

Дефектологии в история России Тесно Связана с историей российской благотворительности . В России Дефектологии Зарождение Связано с деятельностью выдающегося французского тифлопедагога В. Гаюиприбывшего в о местоположении С.-Петербург в сентябре 1806 года по приглашению Александра I . 10 августа 1807 император подписал «Штаты института работающих слепых». В.А. Феоктистова пишет «систематическое обучение Начала в России слепой и Развитие отечественной тифлопедагогика Относится к концу 70 ые гг. XIX века. Первый опыт но обучения слепых детей уже возник в начале XIX века. ” [1]
Начиная с императора Александра I пригласившего в Россию В.Гаюи, инициаторами в оказании помощи слепым и покровителями открывающихся учреждений для инвалидов по зрению были императоры и императрицы, члены царской семьи, многие высокопоставленные лица, а также частные лица.

В первой половине XIX века произошли в обучении и воспитании глухонемых. В 1806 г. императрицей Марией Федоровной было открыто Санкт-Петербургское училище глухонемых . Руководил училищем ксенз проф. Винцент-Ансельм Зыгмунт , ранее служивший наставником института глухонемых в Вене. Введены основы Были мимического метода Им Для обучения глухонемых детей аббата де Л’Эпе В 1810г., Рекомендации по ДИРЕКТОРА ИНСТИТУТА Парижского Глухих аббата Сикара , был приглашен в россию ЕГО ученик Жан Батист Жоффре , заведовавший начальной школой при Парижском институте глухих. В 1810 училище по решению Марии Федоровны было передано в ведениеСанкт-Петербургского Опекунского совета и перешло на казенное содержание. Позже, в 1817 г., было открыто Варшавское училище; в 1843 г. в Одессе было открыто училище для глухонемых девочек. Появились первые труды по обучению и воспитанию глухонемых детей: работа В.И. Флери (1835) и работа Г.А. Гурцева (1838).
А.И. Дьячки следующий образ характеризует Цели, преследовались обучение : которые и глухонемой в воспитании : Первая половина девятнадцатый:. В «… глухонемой ребёнка воспитание для участия в трудовой деятельности на основе Развитие ЕГО и умственные способности нравственный ». [2]

Помимо государственных средств, дело воспитания на глухонемых детях поступали Также значительные Пожертвования от частных ЛИЦ , однако количество бесплатного мест оставались крайне ограниченная и, несмотря на то, место тенденции имел что увеличение в Числе учащегося Петербургском управляющего училище , тысячи глухонемые дети, как ОТМЕЧАЕТ А.Г , Басова , продолжал оставаться безграмотным.
Учреждения для умственно отсталых появились позже других. Как ОТМЕЧАЕТ Х.С. Замский: «в России Первое учреждение для умственно отсталых детей было в Открыто 1858 г. в Риге доктор Фридрих Плятец – лечебно-педагогическое заведение для страдающих припадки, малоспособный, слабоумный и идиоты ». [3]В первой половине XIX века проблемы помощи умственно отсталым интересовали в основном психиатров. Соответственно, им оказывалась только медицинская помощь.

Итак, можно сделать следующие выводы:

  1. в России появилось небольшое число учреждений, в которых занимались вопросами лечения, обучения и воспитания названных категорий детей;
  2. большая часть таких детей не были охвачены специальным обучением;
  3. уровень научных знаний в области изучения, воспитания и обучения названных категорий детей не позволяет говорить о наличии научно обоснованного подхода;
  4. систематизируются отдельные методы и приёмы коррекционного воздействия, особенно активно и плодотворно в области обучения и воспитания глухонемых детей.

Вторая половина XIX века – начало XX века

Во второй половине XIX века произошли значительные изменения в воспитании и обучении этих трёх категорий детей. Это было связано с глубокими социально-экономическими изменениями в жизни страны: освобождением крестьян от крепостного рабства. Существовавшая система образования, ориентированная на воспитание и обучение небольшой части населения, уже не могли удовлетворять потребности общества. В связи с этим произошла реформа образования. Она привела к ряду положительных изменений в образовании, среди которых можно назвать развитие сети воскресных школ для взрослых, доступность образования для всех слоёв общества, попытка установления общественного контроля над образованием, разрешение органам местного самоуправления, общественным и частным лицам открывать новые начальные училища.
Расширилось число учебных заведений и контингент учеников. Всё общества В чаще Стал подниматься вопросы об общественном воспитании детей с отклонениями в развитии . Как уже отмечалось ранее, проблемы общественного разработку глубокую гуманизации воспитания и образования Получили в трудах К.Д. Ушинский . Он Глубоко именно научно проанализировал и сформулировал Дальнейшие пути По Развития отечественного образования и педагогики как самостоятельной научной отрасли Компания .
Вторая половина XIX века и начало XX Является Важным век в развитии этапа обучения и воспитание детей рассматриваемых категорий . Как ОТМЕЧАЕТ Н.Н. Малофеев, в этот именно период складываются Национальные научные школы сурдо- , тифло- и олигофренопедагогики, вопросы подниматься начинают социальной адаптации и интеграции детей с отклонениями в развитии в общество посредством воспитания . В этот именно период и воспитание обучение детей с отклонениями в развитии как стало формироваться педагогический Компонент социализации .
Монархической России В всё воспитание детей с отклонениями в развитии основывалось на ГОСУДАРСТВЕННОЙ и общественной благотворительности . Во второй половине XIX Активного на необходимость века участия в организации общества образования детей с нарушениями слуха и Зрения указывают К.К. Грот, Г.Г. Дикгоф , А. Скрицкий . Эти условия В огромном Значении имели под Деятельностью учрежденного патронаж императрица Мария Александровна Попечительство о слепых (1881 г.) под патронажем учрежденной императрица Мария Федоровна и Попечительство императрица Мария о глухонемых (1898) Благотворительные Организации другой ставшее основное звено в российской системе попечение о воспитании и обучение детей с отклонениями в развитии.
Г.Г. Дикгофу и К.К. Гроту удаётся то, что не удалось В. Гаюив начале века. «Деятельность Грота и Дикгофа по организации обучения Слепых, в отличие от Гаюи, оказалась успешной потому, что к концу XIX в. России изменилось в отношение государства и общества к слепым . … набрали силу светской благотворительности, образование начало осознаваться базовая общественная ценность, обучение слепых а стал пониматься как реализация всеобщего права на образование . В условиях новых попечительство о слепых сумело открыть работы более двух десятков учебных заведений ». К 1913 по всей России, от Малороссии до Якутии, было 15 Открыто отделений Попечительства императрицы Марии Федоровны о глухонемых. Общее количество заведений подведомственное Попечительства заведений превышало 50.
В работе А.И. Дьячкова отмечается, изменение отношения что к образованию общества позволило улучшить состояние образования глухонемых . Он пишет: «Во второй половине XIX в. под действием изменившихся социально-экономических условий в России … в бакалавров произошли социальном составе учащихся училищ для глухонемых : принимались дети ремесленников, крестьян и рабочих ». [2] Необходимость общественного образования , для детей с умственной отсталостью отстаивают Организаторы немногочисленных Медико -педагогических учреждений , для умственно отсталых детей: Е.К. Грачёва , Е.Х. Малеревская, И.В. Малеревский.
Общественное образование идея дети с отклонениями получает значительное Развитие в начале XX века в трудах многая учёный, невозможность Решения отмечается проблемы образования детей без : такое участия общества . В Области специалист Известный По изучения воспитания умственно отсталых детей и П.И. Ковалевский указывает на недостаточность йорки ПОМОЩИ, которую оказывают общественные учреждения умственно отсталым детям. Для учреждений организатора Выдающихся детей в с отклонениями развития В.П. Кащенкоотмечает крайнюю важность образования для дефективных детей. По его мнению, они нуждаются в образовании даже больше, чем нормальные. «Уже ребёнок Дефективная вследствие одного своего недоразвития Должно быть опекает и оберегает Также , если не больше, чем его счастливого товарищ; … весьма важно для успеха дела, чтобы дефективный находился в приспособленном для него заведении, к ЕГО где и услугам специальные методы и специальный режим ». [4]
Крупный специалист в Области изучения и обучения глухонемых детей М.В. Богданов-Березовскийотмечает, что пренебрежение общества по воспитанию к отношению глухонемого наносит ему урон экономической Кафедры : . «В самом деле, обществу поры понять, что, пренебрегая обучение глухонемых, оно лишает себя сотня тысяч хорошие, честные работники … Следовательно, с глухонемым пренебрегать общественное Зрение и Точки НЕ умно и НЕ выгодно ». [5]
Известный По Исследователь умственно отсталых детей и организатор : их обучения Г.Я. Трошинотмечает необходимость воспитания ненормальных дети, ненормальности Проблемы выдвигая у детей как важнейшая общественная Проблема , при решении которой надо руководствоваться гуманные соображения. «По нашему мнению, если бы ненормальных детей было не 2% а в 10 и даже в 100 раз меньше, всё-таки они заслуживали бы внимания; ценна не цифра, а ценен сам человек, как личность, и наши обязанности к нему. Надо помнить, детская ненормальность что составляет в громадном большинстве случаев продукт ненормальных Общественных условий , борьба с нею составляет обязанность общества, СТЕПЕНЬ участия а к ненормальным детям является одним из показателей общественной благоустроенности ». [6]
Ряд известных тифлопедагогов отмечают необходимость общественного образования для слепых. Указывая, что для слепого образования имеет ключевое значение, К.Ф. Лейко пишет: «рациональное воспитание Только и обучение могут сделать слепого гармонически зрелой личностью , способной к практическому выполнению своего гражданского назначения». [7] А.Н. О пишет Колубовская необходимость Решение общества проблема образования слепой : «… обучение для слепого нужнее, чем для зрячего, обучения всеобщего и слепой является Одной из ближайших ЗАДАЧ , в Настоящем : которые время себе Должны ставить Председатель Правительство и общество ». [8]
Как видно из анализа работ, учёные и педагоги-подчёркивают Значение Практики общественного характера образования для разных категорий детей с отклонениями в развитии . Они вкладывают в общественный характер образования тот же смысл, что и К.Д. Ушинский, Общество должно играть ключевую роль в образовании, целью которого является подготовка полезного члена общества. Исследователи отмечают, что общественный характер образования позволит решить как социально-экономические проблемы, так и проблему гуманизации, поскольку при правильно организованном образовании детей с отклонениями в развитии, они перестанут быть обузой для общества, требуя постоянных денежных вложений и не отдавая ничего взамен. Значительно уменьшится их число среди правонарушителей: попрошаек и преступников. Образование детей с отклонениями позволит решить проблему гуманизации отношений в обществе, поскольку многие люди с психофизическими нарушениями получат в той или иной степени возможность стать полноценными членами общества.
Утвердившаяся в начале XX об мысли века общественного характера образования детей с отклонениями в развитии получили в реализации и обучение воспитание детей разные категорий . Появилось большое, по сравнению с прошлым, число учебных заведений для таких детей. Снизилось количество учреждений, где осуществлялось только призрение и отсутствие списка воспитание. В результате деятельности М.С. Морозова, М.П. Постовский, Н.П. Постовский, Г.Я. Трошина и др. удался организовать новый социальный институт – вспомогательная школа и вспомогательный класс. Это позволило отстающим детям, обучавшимся в нормальных школах, Набирают адекватное Получить Силу Общественные учебные заведения для глухонемых детей . Н.Н. Малофеев пишет о них: «размерах небольшой Признавая и очевидная финансовая нужда многая частная учебные заведения , стоит недооценивать НЕ темпы и Развитие Расширение география сеть в целом ». [9]
Большинство организаторов и педагоги Общественные заведения для детей с отклонениями в развитии , созданный во второй половине XIX – XX начала веков, важнейшая составляющая считали воспитания детей : их подготовка к жизни .
В одном из первых в России медико-педагогическом заведении для умственно отсталых детей, которое открыл в 1882 г. И.В. Малеревская, воспитательные влияния были направлены на адаптацию детей к будущей жизни посредством привития им трудовых умений. Заведение И.В. Малеревского 20 лет существовало (с +1882 по 1903гг). Оно выпустило 401 воспитанника обоих полов. В заведение принимались дети с разной степенью умственной отсталости: от самой тяжёлой до относительно лёгкой. Подготовка воспитанников к жизни осуществлялась во Врачебно-педагогическом институте для умственно недостаточных, отсталых и нервных детей, созданном в 1904 г. в Киеве О.И. Сикорской и Е.И. Сикорской. За время существования института в нём обучалось около 50 детей от 4 до 19 лет. Воспитанники делились на старшую, среднюю и младшую группы. В каждой – по 3-4 воспитанника.
Значение придавалось подготовке Большое детей с интеллектуальными нарушениями K жизни посредством самостоятельной трудовой деятельности в учреждениях для умственно отсталых детей под руководством Е.К. Грачёвой . Деятельность школа-санаторий по детям с воспитанием отклонений были высоко оценены современники . Известный По Олигофренопедагог А.Н. Граборов, Посещавшая школа-санаторий, и четкость отмечали слаженность построенной воспитательная системы и её влияния на : положительный воспитанник . Х.С. Замская считает, что это одно из первых заведений, в которых были налажены научно-методическая работа «Школа-санаторий В.П. НЕ явился Кащенко только одним из Первой специальных учреждений для детей , но и первый научно-методическое учреждение, вопросы обучения занявшегося и воспитание дети с разным Род нарушения центрального нервная система ». [10]
Направленность воспитательного воздействия на детей детей. Это во многом связано с изменившимися социально-экономическими условиями, позволили Принимать : которые в учебные заведения детей крестьян и Рабочих , расширило Значительно что контингент учебных заведений и поставило перед НИМИ Иные Задачи . Ведущие центрами воспитания и обучения детей с нарушениями слуха оставались Петербургское и Московское училища для глухонемых. Во второй половине XIX века в них расширяется трудовая подготовка, организуется мастерские, где воспитанники учатся разные ремёсла, в которых Освоение последующее буду Должны им Обеспечить существование . В училищах ставится задача обучить воспитанников техническим знаниям.
В 1899 году в Санкт-Петербурге, при Мариинской школе были открыты мастерские столярного и переплетного мастерства. В том же году гр. С. А. Апраксин выделил участок для устройства мастерских Мариинской школы в имении Мурзинка. В Мурзинке была организована и ферма-школа для 40 девушек от 9 до 35 лет. Для фермы был построен деревянный двухэтажный дом, разбит сад, огород, устроен скотный двор, птичник и прачечная.
А.И. Дьячков ОТМЕЧАЕТ: «В течение второй половины XIX Цели воспитание века глухонемые Определяется как и умственный нравственное Развитие и обучение технических знания ». [11]
Появляются региональные учебные заведения для детей с нарушениями слуха. Несмотря на малочисленность и затруднения в их подробнее, имеются примеры удачного воспитания детей с нарушениями слуха. Особое место среди таких заведений занимает Александровское училище-хутор для глухонемых детей, организованное в 1898 году. Здесь велась активная и целенаправленная воспитательная работа по подготовке детей с нарушениями слуха к жизни. Училище-хутор состояло из детского сада и училища для глухонемых. На хуторе много земель было отведено под сад, огород, метеорологическую и биологическую станции. В училище принимали дети преимущественно из крестьянских семей. С весны до осени ученики трудились в хозяйстве и этим окупали свое проживание и обучение.

Как и в учреждениях для глухонемых, слепых обучают доступным им ремёслам, что позволяет им в дальнейшем адаптироваться к жизни. Для решения этих задач в училищах организованы ремесленные классы и ремесленные мастерские. После выхода слепых из учебных заведений Попечительство участвует в их социальной схеме. Оно «… по выходу же слепцы из этих заведений, поддерживают их в новом трудовой жизни, устраивает особое общежития, организуя сбыт изготовленные слепые изделия и оказывая материальную поддержку Тем из них , которые по : болезням или другие уважительные причины НЕ может карьера в перспективном бизнесе на своё пропитание ». [12]

Сикорский

Один из первой научных работ, посвящённое изучение детей с отклонениями, выдающийся отечественное исследование учёным Был И.А. Сикорского , который в своих трудах «… развивал идеи К.Д. Ушинского о как принципах построения педагогики науки, подчёркивая, подлинной основой что для научной Кафедра : Теории воспитания является Комплексное Изучение ребёнка ». [13] Исследование И.А. Являются Одной Сикорского из Первых попыток антропологического обоснования воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии в отечественной науке .

Россолимо

Г.И. Россолимо показал, что важный вопрос о детях, отсталых в умственном отношении, не являлся ещё предметом всестороннего исследования, поскольку не были объединены усилия медиков и педагогов. «Вопрос о призрении и обучении детей, отсталых в умственном и нравственном отношении, невзирая на всю свою важность, как для врачей, так и для педагогов, сих пор до в России ещё : ни разу НЕ являлся предметом специального всестороннего изучения . Эта задача посильный только общий съезд, естественный образ не ставился педагоги; врачи со своей стороны, также обходили её в виду того, что по характеру своему, едва ли она Может подлежать Одной Лишь медицинской науке ». [14]В своём выступлении учёный утверждал необходимость психологического обоснования педагогики. «Чем более мы удаляемся от времени схоластической педагогики, тем сильнее ощущается потребность не только в психологическом обосновании ея, но и в психофизиологической индивидуализации объекта воспитания. – Далее он показывает, что для современного педагога недостаточно знания только методов и способов обучения и воспитания, а необходимо знать закономерности психического развития ребёнка с отклонениями. – Недостаточная оказывается стереотипная педагогическая техника, и является у педагога потребность в знакомстве с устройством и отправлениями органа психической деятельности как главный материалом, из которого ему предстоит лепить самостоятельную личность». Г.И. Россолимо чётко формулирует цели и задачи врача и педагога в работе с ребёнком с умственным недоразвитием. Врач он выделяет весь отдел работы по экспериментальному медико-психологическое исследование детей. «Определение психической индивидуальности, выявление условий организма, в которых приходится функционировать нервной системе, указание болезненных явления со стороны последней, выявление тех условий, в которые необходимо поставить ребёнка для правильного хода его развития, выделение тех способностей нервной системы, которые представляют достаточную прочность для эксплуатации с педагогическими целями, с одной стороны, и указанием на болезненном недопускающих культурах стороны нервно-психическая организация – с другой; наконец, устранение посредством медицинских мероприятий недостатков нервной системы там, где это возможно,[15] . Педагог Г.И. Россолимо предоставляет все остальные мероприятия и по обучению воспитанию, при этом, указывая на обязательность совместной работы с врачом. «Остальное должно быть сделано педагогом, и трудно сказать, чтобы хоть в одном из подобных случаев, бы быть Могло поручено представителю из двух Одной». [8]

Съезды по вопросам дефектологии

Потребность обсуждения проблем изучения, и обучения воспитания детей с отклонениями с привлечением целого ряда специалистов из разных областей знаний : педагогов, психологов, врачей была реализована на Втором съезде русских деятелей по техническому и профессиональному образованию , проходившем в 1895-1896 гг. Х.С. Замский называет его «первым съездом дефектологов». Вопросами изучения, и обучения воспитания детей с отклонениями в развитии занималась секция «Призрение и воспитание слепых, глухонемых и ненормальных детей». За исключением доклада А.А. Крогиуса, Все работы были посвящены умственно отсталым детям: затрагивались вопросы дифференциальной диагностики интеллектуального развития, методы определения умственной отсталости (Г.И. Россолимо, Н.П. Постовский) раскрыта необходимость совместной работы врача и педагога при изучении и воспитании детей в специальных учебных заведениях , Целый ряд выступлений показывает их приверженность педологическому движению.

Первые дефектологические исседования

Деятельность исследователей проходила в неразрывной связи с образованием специальных учебных заведений для разных категорий детей с отклонениями. Большинство исследований представляли собой описание результатов экспериментальной деятельности учёного или специалист-педагог, или врач в учебном, медико-педагогические заведениях, клиники и др. Большинство исследователей либо руководили этими заведениями, либо являлись научными консультантами, либо штатными сотрудниками. Рассмотрим, какие исследования проводились в этот период, кем и с какими категориями детей. В основном исследовались три категории детей: умственно отсталые, с нарушением слуха и с нарушением зрения. Иногда исследования проводились со взрослыми людьми, имеющими перечисленные отклонения. Среди исследователей соответственно преобладали: психиатры и невропатологи,

Как уже отмечалось, наиболее активно развивалось изучение умственно отсталых детей. Было Связано это с многочисленными педологическими исследованиями в Области интеллектуального Развития ребёнка , как в норме, так и в патологии, которые развернулись в России в начале XX века. Плеяда психиатров целая и невропатологи проявляли значительный интерес к изучению умственно отсталые дети , причёй, как патологические стороны их личность, так и позитивный – для определения возможностей компенсации. Среди исследователей необходимо назвать А.С. Грибоедова , Ф.Д. Замбины , В.П. Кащенко , П. Ковалевского , Е.Х. Малеревскую, И.В. Малериевский Н.И. Постовского, Г.И. Россолимо , И.А. Сикорбо ,Г.Я. Трошина . Рассмотрим наиболее значительные и характерные исследования. Все эти работы можно разделить на две группы. К первой группе относятся работы, которых раскрывается в зарубежный опыт изучения и воспитания умственно отсталых детей , формулируются Также а о необходимости ПОЛОЖЕНИЯ : их изучения в России . В исследованиях, относящихся ко второй группе, методы Определения приводятся умственной отсталости и Результаты конкретных экспериментальных ИССЛЕДОВАНИЙ умственно отсталых детей .

Зарубежные заимствования, обзоры и общие работы

Характерная работа, относящаяся к первой группе, является работа известного врача, профессора, научного консультант Петербургского приюта-колония для идиотов – П.И. Ковалевского, В 1906 году выходит его работа «Отсталые дети (идиоты, отсталые и преступные дети). Их лечение и воспитание ». Работе подробно В раскрывается зарубежный опыт изучения и воспитания умственно отсталых , на информация Внимание обращается Возможность воспитания даже Глубоко умственно отсталых . ОТМЕЧАЕТ необходимость автор привлечения учёных и общественности к делу изучения и воспитания умственно отсталых детей . «… но в деле воспитания идиотов требуются два элемента: доброе сердце и просвещённый ум. Деле благотворительности В один первый применялся элемент и отсутствовал второй . Поэтому, естественно, здесь идиоты находили человеколюбивый приют, но не проявляли успехи в развитии ». [16]П.И. Считает необходимым Ковалевский на поставить научную основу дело изучения и воспитания детей с отклонениями . Он считает, эта Задача что вряд ли Может быть решена в рамках такого заведения как приют , больше приспособленного для призрения. По Мнению П.И. Ковалевского, необходимо создать «институт для воспитания отсталых детей». К первой группе исследований относится и работа Е.Х. Маляревской, вышедшая в 1901 году: «Отсталые дети». В ней автор, врач и педагог, участвовавшая вместе с И.В. Маляревский в основании врачебно-воспитательное заведение для умственно отсталых детей в 1882 год, делится в научно-популярной форме своих наблюдений за психически отсталые ребенок и особенности их воспитание. Обращает на себя внимание то значение, которое приносит автор проблемы раннего развития и воспитания детей с интеллектуальными нарушениями. Основываясь на своём многолетнем опыте, автор подробно описывает этапы их развития в младенческом, раннем, дошкольном возрасте и указывает на проблемы, которые могут появляться на том или ином этапе развития. В работе педагога-практика Я.[17] Автор отмечает, что из-за поверхностным отношение учителей к детям, вникать в нежелании Особенностиих личности усугубляетсяМногий, что часто наносит непоправимый ущерб их психическое развитие.

Экспериментальные и клинические эмпирические исседования

Группа относится вторая работа Ко педологический представитель Движение Г.И. Россолимо . Сфера его научные интересы были клинико-психологические исследования интеллектуального развития, как в норме, так и при патологии. Огромное Значение Г.И. Россолимо придавал исследования, были которых результат улучшение состояния воспитания умственно отсталые дети . Г.И. Считал необходимым Россолимо к воспитанию Привлечение разнообразных наук о человеке . Он деятельность своей В и использовал развивали идеи К.Д. Ушинский . ЕГО соратник ОТМЕЧАЕТ Как Ф.Д. Забугин: «Ушинская и Идеи и Пирогова : их Заветы Были постоянно спутники педагогическая характеристик , диагнозы и те мероприятия, которыми всегда провожал Г.И. свой маленькие пациенты ». Вслед услуг за К.Д. Ушинский Г.И. Россолимо писал: «Искусство воспитания … на себе требует помощи Различных наук о человеке и в Особенности те , которые занимаются душой человека не только вообще, и на но разные ступенях и в разных условиях ЕГО Развитие : наука о ребёнке, педология, со всем своим индуктивная дисциплина атрибутов уже стучится в двери семейный и дома из и школ , апеллируя к наблюдениям родителей, заметки учителей и данные исследования врачей, особенно врачи – знатоки детский здоровый и больная душа ». [18]Г.И. Россолимо считал, что надо создать метод изучения личности ребёнка, который бы позволял определить уровень его интеллектуального развития. Это даст возможность направлять отстающих детей в специальные классы и заведения, а также дифференцированно подойти к умственной отсталости, выделяя в ней разные группы по степени тяжести нарушения интеллекта.

Значительная работа по умственно отсталым изучению дети велись в санатории -школа, Ученый созданном известным В.П. Кащенко . норм

Шуберт

Экспериментальная психолого-педагогические исследования вело известный исследователь в области умственной отсталости, доктор философии А.М. Шуберт. В 1912 году в сборнике, посвящённом работе санатория-школы, А.М. Шуберт публикует научную работу, в которой приводит результаты своих экспериментальных исследований: «Опыт экспериментально психологического определения степени умственного развития воспитанников санатория-школы д-ра Кащенко».

Трошин

Г.Я. Трошин вёл активную деятельность, направленную на помощь детям с отклонениями в развитии. Многолетний опыт работы в школе-лечебнице для ненормальных детей, созданной им в 1906 году, позволил учёному глубоко научно изучить проблемы развития ребёнка с отклонениями. Результатом его научно-исследовательской деятельности стал фундаментальный труд «Антропологические основы воспитания. Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей », который он посвятил памяти К.Д. Ушинский. В своём труде Г.Я. Трошин подошёл к изучению ребёнка с отклонениями в развитии с позиций комплексного подхода, опираясь на антропологическое направление в педагогике, заложенное К.Д. Ушинский. Пути развития ребёнка с отклонениями он рассматривал с гуманистических позиций, целостно, понимая необходимость глубокого изучения физиологической,

Владимирский

Одним из первых экспериментально-педагогических исследований глухонемых детей является работа А.В. Владимирского «Умственная работоспособность в разные часы школьного дня. Экспериментальное исследование над воспитанниками Санкт-Петербургского училища глухонемых ». А.В. Владимирский был известный врач и дефектолог, активно вовлечённый в педологическом исследованиях начала века. С 1908 он в работал год Психоневрологический институт под руководством В.М. Бехтерева . Он руководил Позднее ПРИ ЭТОМ организованный институт вспомогательной школы .

Другие

Новаторская является работа А.Н. Поросятникова «Исследование зрительных Сравнительное восприятий и у Способности запоминания слышащих и глухонемых детей школьного возраста (1910). Рекомендую Следить автор за развитие зрительного восприятия глухонемого в учебных заведениях и развивать как ЕГО компенсаторное важное средство . Работа А.Н. И поддержал Поросятников признал значительная сурдопедагоги Ведущего То время : Н.М. Лаговский, Ф.А. Рауи другие сурдопедагоги, и отоларингологи, присутствовавшие на Всероссийском съезде по воспитанию, обучению и призрению глухонемых, где были доложены результаты его исследований. Медико-педагогические исследования глухонемых детей проводили крупные отечественные учёные: профессор Московского университета С.С. Преображенский и доктор медицины, приват-доцент Военно-медицинской академии М.В. Богданов-Березовский, С.С. Преображенский считал необходимым, помимо обучения устной речи, было развито Анджелес в то время в училищах для глухонемых , развитие у них слухового восприятия. Используя исследования многих зарубежных и некоторых отечественных отоларингологов, а также свой многолетний опыт работы по изучению и лечению глухонемых , он утверждал, Решение проблем что коррекции речи у глухонемых напрямую Связано с развитием слухового восприятия . “Стало быть, о поправимости вопрос глухонемоты сводится к вопросу о поправимости глухоты вообще .” [19]По мнению С.С. Преображенская, глухота бывает поправимая и нет, что зависит от степени тяжести поражения слухового анализатора. С.С. Преображенское отмечает, с тугоухим что надо обязательно заниматься развитием слухового восприятия . Это, по его наблюдениям, даёт значительные результаты. «Что касается до глухих вообще, ПРИ односторонний то глухоте Должны обращать Особую информацию Внимание на глухом ухе , упражняя его в слухе, как разговор, так и всевозможный музыкальные инструменты, закрывая здоровое ухо ваты или палец. Же самое то следует делать и ПРИ двухсторонней тугоухости для Того , чтобы не дать окончательно погибнуть остаткам слухового нерва. Такие лица отнюдь не должны избегать общества, должны посещать концерты, театры и т. п. … для упражнения слуха ». [20]Значительные клинико-педагогические исследования проводил учёный М.В. Богданов-Березовский, В своём фундаментальном труде «Положение глухонемых в России: с обзором современного состояния вопроса о восстановлении слуха у глухонемых» (1901 год) учёный осветил разные стороны проблемы глухонемоты в России: демография, воспитание и обучение, лечение. Работа выполнена в контексте антропологического направления в педагогике, заложенный К.Д. Ушинская, так как автор рассматривает проблемы глухонемоты с позициями разных наук: педагогики, психология, медицина. Комплексный научный анализ данной проблемы позволяет ему наметить пути компенсации нарушения слуха, соответствующие психофизиологическим особенностям человека с нарушенной слуховой функцией. М.В. Богданов-Березовский научно обосновывает необходимость развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха как важнейшую задачу их социальной реабилитации. В этом труде он освещает свою практическую работу по развитию слухового восприятия у детей и её результаты. Работа является этапом в развитии комплексного изучения детей с нарушениями слуха.

Проблемы изучения людей с нарушением зрения начинаются в России в конце XIX века в родах педагогов, психологов, врачей. В периодических изданиях появляются первые работы, касающиеся психического развития людей с нарушением зрения. Среди них значительными являются работы: Г.П. Недлера «Самые несчастные из слепцов» (1889), М. Дюфура «О физиологии слепых» (1894), Г.И. Челпанова «Очерки из психологии слепых» (1894). Авторы поднимают разные проблемы психического развития людей с нарушением зрения и говорят о возможностях компенсации.

Г.П. Недлер отмечает глубокое своеобразие психического развития слепых. По его мнению, лишению человека какой-либо важный из внешних чувств влечет за собой невозможность достижения той степени интеллектуального развития, на которую способны люди с сохранным органами чувств.

М. Дюфур в своей работе некоторые особенности психофизического развития слепых. Анализируя проблему определения слепыми препятствий на расстоянии, автор отмечает, что это становится возможным в результате активизации слуховой рецепции у слепых.

Русский психолог Известный По Г.И. Челпанов в результате Результаты экспериментального исследования остроты слуха у слепых и Способности : их K локализации звука в пространстве выявил, что у слепых пороги слуховой чувствительности ниже, чем у нормально видящих. Пороги слуховая Повышение чувствительности ПРИ слепота в определённых случаях автор объясняет повышенное , по сравнению с нормой, интенсивность внимания. По мнению Г.И. Челпанова, у слепой преимущественно развивается внимание и память, в то время как: «у идей Круга Для них ограничена области звука и осязание , это Должна и класть совершенно особенный отпечаток на : характер ЕГО умственные построения , которые для нас остается непостижимый». [21]

В начале XX века в периодических изданиях появляется целый ряд статей, которые отражают состояние процесса изучения людей с нарушением зрения. Рассмотрим наиболее значимые из них. В. Мекер в работе «Эстетическое воспитание слепых» (1903) указывает на то, что слепым вполне доступны осязательные восприятия пространственных и материальных признаков объектов. Автор анализирует психические состояния и свойства личности слепых. По его мнению, у людей с нарушением зрения чаще всего подвергаются изменению чувства и характер. Чувства у слепых развиваются быстрее и достигают большей полноты и глубины, чем у зрячих. Ряд работ по проблеме психологии слепых в разные годы выпускает К.К. Лейко: «Факты и мысли» (1903), «Привычка и её значение» (1905), “Психическая энергия и психический темп у слепых” (1908), «Психология слепых» (1908). К.К. Лейко солидаризируется с взглядами В. Мекера на развитие чувств у слепых. Весплатно объясняет на преображение на объяснения области характера сверение. По мнению К.К. Лейко, ряд психических процессов развивается у слепых значительно лучше, чем у видящих. Среди них он называет внимание, воображение, мышление. В исследованиях автора показано, что привычки у слепых стали значительно быстрее, чем у зрячих. Причину этого явления он видел в вококовом волевых качествах личности. Изучения осязания у слепых касаются работы: С. Геллера «Способность слепых приспособляться к жизни» (1911) и Г.П. Недлера «Первоначальное воспитание слепого ребёнка» (1914). С. Геллер, на основе изменений порогов кожной чувствительности, проводил исследования осязания. Г.П. Недлер исследовал его путём собственных наблюдений над слепыми. Исследователи приходят к схожим выводам о повышении у слепых чувствительности данной модальности по сравнению с нормой.

Из приведённого анализа статей, посвящённых особенностям психики слепых людей, прослеживается большой интерес к разработке этой проблемы со стороны врачей, педагогов и психологов. Более глубоко проблема изучения людей с нарушением зрения разработана врачами и психологами А.А. Крогиусом, В.И. Рудневым, Г.И. Суровый. Исследования перечисленных авторов значительно отличаются друг от друга. Если работа А.А. Крогиуса является фундаментальным исследованием в области психологии слепых, то остальные две – представляют собой краткое описание результатов исследования слепых. Важным этапом в развитии изучения людей с нарушениями зрения является научная деятельность А.А. Крогиуса, который активно участвовал в педологических исследованиях вместе с В.М. Бехтеревым, А.Ф. Лазурский, А.П. Нечаевым. В своём труде «Из душевного мира слепых» (1909 год) А.А. Крогиус представил результаты многолетних экспериментально-психологических исследований слепых людей разного возраста. Автор изучает психические процессы у слепых в сравнении со зрячими; детально анализирует компенсаторные процессы у слепых (осязание, обоняние, слуховое восприятие). Работа внес большой вклад в комплексном изучении людей с нарушениями зрения.

С конца XIX века начинают появляться первые исследования, выдвигающие необходимость глубокого научного обоснования воспитания и обучения разных категорий детей с отклонениями в развитии. Утверждается необходимость привлечения к их воспитанию и обучению разных наук о человеке и его деятельности. Проводятся первые попытки экспериментального изучения детей с интеллектуальными нарушениями (И.А. Сикорский) и исследования психики слепых (М. Дюфур, Г.П. Недлер, Г.И. Челпанов). На рубеже XIX – XX веков значительно возрастает число клинико-педагогических и экспериментально-психологических исследований людей с нарушениями, что связано с ростом в России в этот период педологических исследований, в которых получили отражение идеи педагогической антропологии К.Д. Ушинский. Глубокая связь педологических работ и исследований людей с отклонениями в развитии подтверждается многочисленными фактами. Группа отечественная учёная, занимающееся изучение людей с отклонениями, активно участвует в съездах, организованные педологи. Их работы перекликаются с трудами представителей педологического движения того времени. Такие исследователи отклоняющегося развития как А.В. Владимирский, А.А. Крогиус, Г.И. Россолимо, Г.Я. Трошин, Г.И. Челпанов являются видными участниками педологического движения. Большинство учёных отмечает крайнюю неразработанность клинико-психолого-педагогических исследований детей с отклонениями в развитии. Наблюдается явная диспропорция между накопившейся методами обучения (особенно в сурдопедагогике) и знания психофизиологическая и психологические особенности детей. Силы большинства учёных направлены на решение этих проблем. В рассматриваемый период наблюдается значительная поддержка изучения отклоняющегося развития со стороны педагогов, работающих с разными категориями детей. Большинство работ проводится в учебных заведениях при непосредственном участии и содействии педагогов. Изыскания проводятся, в основном, с тремя категориями детей: умственно отсталыми, с нарушением слуха и с нарушением зрения.

Достигнуты большие успехи в области изучения умственно отсталых детей (Э.А. Галиновская, М.С. Морозов, Н.П. Постовский, Г.И. Россолимо, Г.Я. Трошин, А.М. Шуберт, Е.Н. Щербинин). Наиболее важными среди них являются: разработка методов изучения интеллекта (Н.П. Постовский, Г.И. Россолимо) и систематизация разнообразных экспериментальных исследований Г.Я. Трошиным. Его труд построен на положениях педагогической антропологии К.Д. Ушинский. В результате клинико-педагогических и экспериментально-психологических изысканий глухонемых (М.В. Богданов-Березовский, А.В. Владимирский, А.Н. Поросятников, С.С. Преображенский) удалось впервые описать некоторые психофизиологические особенности развития глухонемого ребёнка. Значительное число работ посвящено изучению слепых людей (С. Геллер, М. Дюфур, А.А. Крогиус, К.К. Лейко, В. Мекер, К.П. Недлер, В.И. Руднев, Г.И. Суров, Г.И. Челпанов). Авторы поднимают вопросы психофизиологического развития слепого человека. Особое значение для изучения слепых людей имеет фундаментальная работа А.А. Крогиуса. Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что в рассматриваемый период была предпринята попытка подведения антропологического базиса под теорию воспитания и обучения разных категорий детей с отклонениями в развитии. Обращает внимание на педагогическую направленность исследований. Все они в той или иной мере направлен на совершенствование обучения и воспитания. что в рассматриваемый период была предпринята попытка подведения антропологического базиса под теорию воспитания и обучения разных категорий детей с отклонениями в развитии. Обращает внимание на педагогическую направленность исследований. Все они в той или иной мере направлен на совершенствование обучения и воспитания. что в рассматриваемый период была предпринята попытка подведения антропологического базиса под теорию воспитания и обучения разных категорий детей с отклонениями в развитии. Обращает внимание на педагогическую направленность исследований. Все они в той или иной мере направлен на совершенствование обучения и воспитания.

За достаточно короткий срок педагогические вопросы перестали быть случайным выводом из медицинских и психологических исследований, став исходным пунктом для них. Все результаты клинико-педагогическая и экспериментально-психологическое исследования были направлены на одну ключевой цели – улучшение воспитания человека с отклонениями в развитии. Большинство работ было посвящено комплексному изучению детей, которое в дальнейшем помогло бы им получить адекватное воспитание и интегрироваться в общество нормально развивающихся. Можно сделать вывод о том, что к моменту глобальных социально- экономических изменений, произошедших в результате революции 1917 г., в России были сформулированы основные положения, которые открыли путь к новому этапу развития дефектологии: необходимость трудового воспитания как основы для интеграции детей с отклонениями в общество нормально развивающихся, приобщение детей к творчеству; повсеместное использование индивидуального подхода.

Развитие дефектологии в советский певропа

Послереволюционные первые В годы научные исследования в Области дефектологии и малочисленны Были в основном продолжали линию ИССЛЕДОВАНИЙ , которые велись до революции. Активная деятельность вели крупнейших исследователей, начатые разработки проблем помощи детям с отклонениями еще с самого начала XX века. Среди них: А.В. Владимирский , В.П. Кащенко, А.А. Крогиус, Г.И. Россолимо и др. Основные силы специалистов были направлены в первые послереволюционные годы на организацию учреждений для воспитания и обучения дефективных детей. Тяжёлая социально-экономическая ситуация, сложившаяся в стране, привел к значительному ухудшению состояния образования детей с отклонениями. В большинстве учреждений воспитание и обучение было на низком уровне либо вообще отсутствовало. В результате отнесение к дефективным детям всех беспризорников, воспитание детей с психофизическими нарушениями, действительно нуждающихся в специальном воспитании, находилось в неудовлетворительном состоянии. Расширение контингента дети, относимый к дефективному, внесли путаницу в понимании предмета, цели и задачи дефектологии. Ещё до революции имелись значительные расхождения во мнениях специалистов, кого относить к дефективным детям. Часто к ним относили малолетних преступников, называя их морально дефективными. После революции в группе дефективных детей попали все беспризорники, которых безосновательно стали считать морально дефективными. Налицо был отставание отечественной дефектологии от научных идей в области изучения, воспитание и обучение детей с отклонениями, развивавшийся в мире. Имелся явный конфликт между выдвинутой необходимостью обучать всех детей независимо от их психофизических нарушений и возможностями государства: отсутствие достаточного количества педагогов, низкий уровень научных исследований в области дефектологии. К середине 20 – Входов назрел целый ряд вопросов, которые требовали немедленного решения. Многие дефектологи понимают необходимость переоценить и переосмыслить накопленный опыт по изучению, воспитанию и обучению детей с отклонениями в развитии. Переосмысление накопленного опыта и выдвижение новых положений в дефектологии связано с научной и общественной деятельностьюЛ.С. Выготского и целого ряда участников кругa Выготского .

Начиная с 1924 года, Л.С. Выготский начинает активную научную деятельность в области дефектологии. Кризис в развитии дефектологии Л.С. Выготский рассматривает с позиций общих изменений в науках о человеке: психологии, медицине, педагогике, которые интенсивно проходят в эти годы. Л.С. Выгодский отмечает необходимость отхода от филантропического подхода к воспитанию детей с отклонениями и перехода к социальному воспитанию. Он обосновывает необходимость глубоких научных исследований в области дефектологии, направленных на усовершенствование воспитания и обучения. Исследования Л.С. Выготский носил комплексный характер. Он подходил к проблемам изучения, воспитания и обучения детей с отклонениями с позиций разных наук о человеке. В его исследованиях представлены клинико-психологический и психолого-педагогический подход к анализу отклоняющегося развития. Глубокое понимание необходимости привлечения к дефектологии наук о человеке и его деятельность позволила Л.С. Выготский поднять исследования совершенно на ином уровне. В отличие от других исследователей, которые рассматривали определённую проблему дефектологии, либо изучение, либо воспитание и обучение той или иной категории детей с отклонениями, в центре исследований Л.С. Выготского прежде всего стоял человек с отклонениями в развитии и весь комплекс проблем, который был связан с его изучением, воспитанием и обучением. Л.С. Выготский привлёк к дефектологии самые современные подходы, сформировавшиеся в этот период в медицине, психологии и педагогике. Им показана необходимость целостного подхода к изучению детей с отклонениями в развитии. Выготский поднять исследования совершенно на ином уровне. В отличие от других исследователей, которые рассматривали определённую проблему дефектологии, либо изучение, либо воспитание и обучение той или иной категории детей с отклонениями, в центре исследований Л.С. Выготского прежде всего стоял человек с отклонениями в развитии и весь комплекс проблем, который был связан с его изучением, воспитанием и обучением. Л.С. Выготский привлёк к дефектологии самые современные подходы, сформировавшиеся в этот период в медицине, психологии и педагогике. Им показана необходимость целостного подхода к изучению детей с отклонениями в развитии. Выготский поднять исследования совершенно на ином уровне. В отличие от других исследователей, которые рассматривали определённую проблему дефектологии, либо изучение, либо воспитание и обучение той или иной категории детей с отклонениями, в центре исследований Л.С. Выготского прежде всего стоял человек с отклонениями в развитии и весь комплекс проблем, который был связан с его изучением, воспитанием и обучением. Л.С. Выготский привлёк к дефектологии самые современные подходы, сформировавшиеся в этот период в медицине, психологии и педагогике. Им показана необходимость целостного подхода к изучению детей с отклонениями в развитии. либо воспитание и обучение той или иной категории детей с отклонениями, в центре исследований Л.С. Выготского прежде всего стоял человек с отклонениями в развитии и весь комплекс проблем, который был связан с его изучением, воспитанием и обучением. Л.С. Выготский привлёк к дефектологии самые современные подходы, сформировавшиеся в этот период в медицине, психологии и педагогике. Им показана необходимость целостного подхода к изучению детей с отклонениями в развитии. либо воспитание и обучение той или иной категории детей с отклонениями, в центре исследований Л.С. Выготского прежде всего стоял человек с отклонениями в развитии и весь комплекс проблем, который был связан с его изучением, воспитанием и обучением. Л.С. Выготский привлёк к дефектологии самые современные подходы, сформировавшиеся в этот период в медицине, психологии и педагогике. Им показана необходимость целостного подхода к изучению детей с отклонениями в развитии.

Научные Концепции Л.С. Выготского в области дефектологии оказали определяющее влияние на её развитие в советский период. Л.С. Выготский комплексно подходил к анализу психического развития детей с отклонениями. Понятие «развитие» была важнейшие в научных концепциях, выдвинутая Л.С. Выготский. Л.С. Выготский считал важнейшей проблемой взаимосвязь развития и воспитания. Данные взгляды получили развитие в исследованиях Л.С. Выготский. Он утверждал, что обучение – важнейший момент развития у ребёнка высших психических функций. В своих работах в области дефектологии Л.С. Выготский показывал необходимость учёта индивидуальных особенностей разных категорий детей с отклонениями в воспитательном процессе. Им показано своеобразие, которое складывается в процессе взаимодействия ребёнка с отклонениями в развитии с окружающей средой. Л.С. Выготский отмечал, что развитие ребёнка с отклонениями в социуме имеет глубокое своеобразие. У таких детей нарушено общественное поведение. По мнению Л.С. Выготского, упущения в воспитании связаны с недостаточным учётом индивидуальных особенностей детей и отсутствием мер по развитию социального поведения ребёнка с отклонениями в развитии. Большое значение имела концепция Л.С. Выготский о разном влиянии дефекта на психических функциях, элементарный и высший. Он рассматривал развитие ребёнка как непрерывный процесс, в котором каждый последующий период онтогенеза опирается на предыдущий. «… развитие есть непрерывный самообусловливаемый процесс …» Учитывая это, он считал необходимым отличать первичный дефект от вторичных дефектов. Биологическое нарушение всегда является первичным дефектом. Это нарушение слуховое либо зрительный анализатор, либо органическое поражение головного мозга при умственной отсталости. Вторичный дефект при глухоте является нарушение речи, при слепоте – нарушение пространственной ориентировки, формирование понятий. При умственной отсталости – недоразвитие высших психических функций. Положение о первичных и вторичных дефектах позволило обосновать необходимость опираться, прежде всего, при обучении и воспитании детей с отклонениями в развитии на высшие психические функции, которые сложились в процессе истории развития человечества. Это нашло подтверждение в разработанной Л.С. Выготская культурно-историческая теория. Л.С. Выготский утверждал, что высшие психические функции поддаются гораздо лучше воспитательному воздействию, поскольку не связаны непосредственно с биологическими причинами нарушения. Развитие высших психических функций является основой обучения детей с отклонениями также потому, что их недоразвитие связано с затруднениями, возникающими у ребёнка в процессе коллективной деятельности. А коллектив, в котором находится ребёнок, при правильной организации воспитания может оказать значительное положительное влияние на психическое развитие ребёнка. Л.С. Выготский научно обосновал и окончательно утвердил в дефектологии положение об общности психического развития детей с нормальным и детей с отклоняющимся развитием.

В трудах Л.С. Выготского выделяется целый ряд особенностей психического развития ребёнка с отклонениями. Он показал, что изначальный биологический дефект приводит к глубокому своеобразию психического развития ребёнка. При этом он отмечал большой потенциал, которым обладает организм ребёнка. По его мнению, правильно организованное воспитательное воздействие позволит организовать этот потенциал. Л.С. Выготский разработал теорию компенсации дефектов в развитии. Он отмечал, что компенсаторные возможности зависят не только от тяжести дефекта, но и от методов воспитательного воздействия. Огромное значение для развития дефектологии имеют взгляды Л.С. Выготского на диагностику развития ребёнка с отклонениями. Он утверждал, что человека необходимо изучать на разных этапах его жизни: «Воспитатель должен стремиться узнать человека, каков он есть в действительности, со всеми его слабостями и во всём его величии, со всеми его будничными, мелкими нуждами и со всеми его великими духовными потребностями. Воспитатель должен знать человека в семействе, в обществе, среди народа, среди человечества и наедине со своей совестью; во всех возрастах, во всех классах … Тогда только будет он в состоянии почерпать в самой природе человека средства воспитательного влияния – а средства эти громадны »В своей программной работе«Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства»Л.С. Выготский утверждает необходимость глубокого изучения ребёнка с отклонениями в процессе его психического развития. Он отмечает, что изучение ребёнка должно проводиться с обязательным учётом тех условий, в которых он обучается и живёт. Всякое изучение должно строиться на изучении динамики психического развития ребёнка. «Таким образом перед современной педологией встаёт задача вместо статической, абстрактно построенной типологии создать динамическую типологию трудно воспитуемого ребёнка, типологию, основанную на изучении реальных форм и механизмов детского развития, обнаруживающих себя в тех или иных симптомокомплексах». Краткий анализ основных положений научных концепций Л.С. Выготского в области дефектологии позволяет говорить о том, что он подходил к проблемам воспитания детей с отклонениями с антрополого-педагогических позиций, поскольку привлекал к дефектологии все необходимые науки о человеке и его деятельности. Он комплексно подходил к изучению ребёнка с отклонениями, разрабатывая клинико-психологические и психолого-педагогические подходы;

Благодаря исследованиям Л.С. Выготского, проблема изучения ребёнка с отклонениями была поднята на совершенно другой уровень. Разработанные Л.С. Выготская концепция в области дефектологии лег в фундаменте нового этапа её развития, в который она оформилась как самостоятельная наука о ребёнке с отклонениями в развитии, его изучение, воспитании и обучение. Дальнейшее развитие дефектологии в СССР проходило под сдачей идей Л.С. Выготского, которые реализовывались его учениками и последователями. После смерти Л.С. Выготского вскоре окончательно была решена судьба педологического движения, с развитием которого было неразрывно связано становление дефектологии с конца XIX века. Постановление 1936 года о педологических извращениях напрямую затронуло дефектологию и специальное образование. Резко сократилось количество исследований детей с отклонениями. Значительно уменьшилось число вспомогательных школ. Критике подверглись участники педологического движения, занимавшиеся научными исследованиями в области дефектологии. Забвению было предано наследие Л.С. Выготский. Критике и репрессиям подвергся выдающийся дефектолог И.А. Соколянский. Однако, большинству крупных исследователей – соратников, учеников и последователей Л.С. Выготского удалось остаться в науке.

Источники

  • Басова А.Г. Очерки по истории сурдопедагогики в СССР: Учебное пособие для студентов.- М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1965.- 263 с.
  • Басова А.Г. , Егоров С.Ф. История сурдопедагогики: Учебное пособие для студентов дефектологических факультетов пед. Вузов. – М .: Просвещение, 1984.- 295 с.
  • Богданов-Березовский М.В. Положение глухонемых в России: с обзором современного состояния вопроса о восстановлении слуха у глухонемых.- СПб: Санкт-Петербургское Мариинское училище для глухонемых, 1901.- 296 с.
  • Владимирский А.В. Умственная работоспособность в разные часы школьного дня. Экспериментальное исследование над воспитанниками Санкт-Петербургское училище глухонемых.- СПб: Санкт-Петербургское Мариинское училище для глухонемого, 1909.- 35 с.
  • Выготский Л.С. Основы дефектологии.- СПб.: Лань, 2003.- 656 с.
  • Геллер С. Способность слепых приспособляется к жизни.- Слепец.- 1911.- № 11-12.- С. 30- 35.
  • Грачёва Е.К. Руководство по занятию с отсталыми детьми и идиотами.- СПб. Типо-литография М.П. Фроловой, 1907.- 183 с.
  • Грибоеов А.С. О подготовки учительского персонала для ненормальных детей // Доклады, прения и постановления IV секции первого Всероссийского съезда По вопросам народного образования Петроград 1915.-, 1915.- С.241.
  • Дьячков А.И. Воспитание и обучение глухонемых детей. Историко-педагогическое исследование.- М .: АПН РСФСР, 1957.- 348 с.
  • Дюфур М.О. О физиологии слепых.- Слепец.- 1894.- № 3-4.- С.44 – 51.
  • Замский Х.С. В.П. Кащенко (к 100 – летию со дня рождения) // Дефектология.- 1970.- № 5- С. 78 – 81.
  • Замский Х.С. История олигофренопедагогики: Учебник для студентов пединститутов.- М .: Просвещение, 1980.- 398 с.
  • Зеленкевич Я. Пасынки школы (отсталые и талантливые дети): Очерк.- Мариуполь: Типография Бр. Э. и А. Гольдрин, 1909.- 33 с.
  • Калатаров Г.Г. Подготовка школьного врача для ненормальных учеников // Доклады, прения и постановления IV секции первого Всероссийского съезда по вопросам народного образования.- 1915.- Петроград, 1915.- С. 238 – 241.
  • Кащенко В.П. Исторический обзор и современное положение дела воспитания-обучения дефективных детей в России // Дефективные дети и школа: Сб статей / Под ред. В.П. Кащенко.- М:. Книгоиздательство К.И. Тихомирова, 1912.- С. 255 – 277.
  • Кащенко В.П. Общество, школа и дефективные дети // Дефективные дети и школа: Сб. статей / Под ред. В.П. Кащенко.- М .: Книгоиздательство К.И. Тихомирова, 1912.- С. 1- 11.
  • Ковалевский П.И. Отсталые дети (идиоты, отсталые и преступные дети). Их лечение и воспитание.- СПб.: Издания «Вестника душевных * * Крогиус А.А. Из душевного мира слепых.- СПб.: Сенатская типография, 1909.- 231 с.
  • Крогиус А.А. О некоторых особенностях душевного жизни слепых.- Вестник психологии.- 1904.- Вып 4.- С. 259 – 271.
  • Крогиус А.А. Экспериментальное исследование душевной жизни слепых / Труды первого Всероссийского съезда по педагогической психологии 31 мая -. 4 июня 1906.- СПб, 1906.- С. 177 – 179.
  • Лейко К.К. К психологии слепых.- Слепец.- 1908.- № 4.- С. 23 – 30.
  • Лейко К.К. Привычка и ее значение.- Слепец.- 1905.- №1.- С. 32 – 38.
  • Лейко К.К. Психическая энергия и психический темп у слепых.- Слепец.- 1908.- № 6.- С. 45 – 51.
  • Маляревская Е.Х. Отсталые дети: Доклад читанный в «Родительском кружке» .- СПб:. Издания врачебно воспитательного заведения, 1902.- 27 с.
  • Малофеев Н.Н. Обучение слепых в России XIX века: государство и филантропия // Дефектология.- 2004.- № 5.- С. 74 – 83.
  • Малофеев Н.Н. Становление и развитие государственной системы специального образования в России: Дис. в форме научного доклада … д.пед.н.- М., 1996.- 82 с.
  • Малофеев Н.Н. Устроители школ для глухонемых обретают второе дыхание // Дефектология.- 2004.- № 2.- С. 52 – 63.

77.

  • Мекер В. Эстетическое воспитание слепых.- Слепец.- 1903.- № 8.- С. 55 – 59.
  • Морозов М.С. К вопросу об анкете отсталых и ненормальных детей в начальных училищах // Труды первого Всероссийского съезда по экспериментальной педагогике 26 -. 31 декабря 1910 г.- СПб, 1911.- С. 401 – 414.
  • Недлер Г.П. Первоначальное воспитание слепого ребёнка.- Слепец.- 1914.- № 5- С. 45 – 52.
  • Недлер Г.П. Самые несчастные из слепцов.- Слепец.- 1889.- № 2 – 4.- С. 10 – 15.
  • Педагогический энциклопедический словарь / Гл.ред. Б.М. Бим-Бад.- М .: Большая российская энциклопедия, 2003.- 528 с.
  • Пороситников А.А. Сравнительное исследование зрительных восприятий и способности запоминания у слышащих и у глухонемых детей школьного возраста // Труды Всероссийского съезда деятелей по воспитанию, обучению и призрению глухонемых 27 – 31 декабря 1910 г.- М., 1911.- С. 97 – 149.
  • Постовский Н.П. Распознавание анормальная степени интеллект и нормальный уровень его у детей школьного возраста по способу де Санктис Постовского // Труды второй Всероссийский съезд по экспериментальной педагогике 26 – 31 декабря 1913 г.- Петрограда, 1913.- С. 180-190.
  • Преображенский С.С. О глухонемоте и глухота: Статья научно-популярная.- М:. ТИПОГРАФИЯ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОЙ-Третьяковский Арнольд глухонемые училища, 1901.- 54 с.
  • Рейх М. Что делает мир для улучшения участия слепых.- СПб.: Издание Попечительства Императрицы Марии Александровны о слепых, 1901.- 127 с.
  • Россолимо Г.И. Краткий метод исследования умственной отсталости // Труды второго Всероссийского съезда по экспериментальной педагогике 26 – 31 декабря 1913 г.- Петроград, 1913.- С.198 – 203.
  • Россолимо Г.И. План деятельности отдела призрения и обучения психически – отсталых детей при XII секции второго съезда Русских деятелей по техническому и профессиональному образованию // Труды XII секции Призрение и обучения слепых, глухонемых и ненормальных детей второго Съезда Русских деятелей по техническому и профессиональному образованию 1895 – 1896 г. – М., 1898.- Раздел 3.- С. 1 – 7.
  • Россолимо Г.И. План исследования детской души в здоровом и болезненном состоянии (с приложением таблицы для записи данных объективного исследования интеллекта) Пособие для родителей, педагогов и врачей.- М:. Типо-литогр. И.Н. Кушнерёв и Кº, 1909.- 43 с.
  • Россолимо Г.И. «Психологические профили» дефективная учащиеся // Труды вторая Всероссийский съезд по экспериментальной педагогике 26 – 31 декабря 1913 г.- Петрограда, 1913.- С. 203 – 238.
  • Россолимо Г.И. Психологические профили дефективных учащихся (в отношении возраста, пола, степени отсталости и пр.) .- М:. Тип. Т-ва. И.Н. Куршев и Кº, 1914.-41 с.
  • Руднев В.И. Психология слепого.- Казань: Типо-литогр. Императорского университета, 1910.- 28.
  • Румянцев Н.Е. Педология.- СПб: О-ва. Типографское дело, 1910.- 81 с.
  • Сикорский И.А. О детях трудных в воспитательном отношении.- Киев: Типография Котомина и Кº, 1882.- 7 с.
  • Сикорский И.А. О лечении и воспитании недоразвитая, отсталая и слабоумный детей.- 2 издание.- Киев: Лито-типоррафия И.Н. Куршев и Кº, 1904.- 80 с.
  • Суров Г.И. Краткий очерк физиологических особенностей слепых.- Симбирск: Сибирская типография, 1912.- 43 с.
  • Трошин Г.Я. Антропологические основы воспитания. Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей:. В 2-т Петроград: издание клиники доктора Г.Я. Трошина, 1915.- Т. 1.- 404 с.
  • Трошин Г.Я. Классификация детской ненормальности с выделением практически важных форм // Доклады прения и постановления четвёртой секции первого Всероссийского съезда по вопросам народного образования.- 1915 г. Петроград, 1915.- С. 77 – 78.
  • Трошин Г.Я. Проект вспомогательной школы для отсталых детей (для общественных самоуправлений) // Доклады, прения и постановления четвёртой секции первого Всероссийского съезда по вопросам народного образования 1915 г.- Петроград, 1915.- С.220 – 225.
  • Феоктистова В.А. Хрестоматия по истории тифлопедагогики: Учебное пособие для студентов пединститутов.- М:. Просвещение, 1981.- 168 с.
  • Шидловский К.И., Баженова Е.Н., Галиновская З.А. О положении дела организации вспомогательных классов для неуспевающих детей в Москве // Труды первого Всероссийского съезда по экспериментальной педагогике 26 -. 31 декабря 1910 г.- СПб, 1911.- С. 415 – 434.

Примечания

  1.  Феоктистова В.А. Хрестоматия по истории тифлопедагогики.- М., 1981.- С. 6.
  2. ↑ Перейти к:2 Дьячков А.И. Воспитание и обучение глухонемых детей. Историко-педагогическое исседование.- М., 1957.- С. 128.
  3.  Замский Х.С. История олигофренопедагогики.- М., 1980.- С. 243.
  4.  Кащенко В.П. Общество, школа и дефективные дети // Дефективные дети и школа: Сб. статей / Под. Ред. В.П. Кащенко.- М., 1912.- С. 6.
  5.  Богданов-Березовский М.В. Положение глухонемых в Росся: обзор современный с состоянием вопроса о восстановлении слуха у глухонемых.- СПб По ., 1901.- С. 14.
  6.  Трошин Г.Я. Антропологические основы воспитания. Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей: В 2 т. Т. 1. Процессы умственной жизни.- Петроград 1915. – С. XV.
  7.  Феоктистова В.А. Хрестоматия по истории тифлопедагогики.- М., 1981.- С. 17.
  8. ↑ Перейти к:2 Там же
  9.  Малофеев Н.Н. Устроители школ для глухонемых обретают второе дыхание // Дефектология.- 2004.- №2.- С. 62.
  10.  Замский Х.С. В.П. Кащенко (к 100 – летию со дня рождения) // Дефектология.- 1970.- № 5- С. 79.
  11.  Дьячков А.И. Воспитание и обучение глухонемых детей: Историко-педагогическое исседование.- М., 1957.- С. 128.
  12.  Рейх М. Что делает мир для улучшения участи слепых.- СПб., 1901.- С. 50.
  13.  Педагогический энциклопедический словарь.- М., 2003.- С. 405.
  14.  Россолимо Г.И. План деятельности отдела призрения и обучения психически отсталых – детей при XII-2 Секции го съезда русских деятелей по профессиональному и техническому образованию // Труды XII секции Призрения и воспитания слепых, глухонемых и ненормальных детей 2- го. Съезда englishh деятелей по техническому и профессиональному образованию 1895-1896 г.- М., 1898.- Отдел 3.- С. 1.
  15.  Там же.- С. 4
  16.  Ковалевский П.И. Отсталые дети (идиоты, отсталые и преступные дети). Их лечение и воспитание.- СПб., 1906.- С. 174.
  17.  Зеленкевич Я. Пасынки школы (отсталые и талантливые дети): Очерк.- Мариуполь, 1909.- С. 3.
  18.  Россолимо Г.И. Исследования детской плана душа в здоровом и болезненном состоянии (приложение таблицы с для записи Данные объективного исследование интеллект ) Пособие для родителей, педагоги и врачей.- М., 1909.- С. 3.
  19.  Преображенский С.С. Глухонемоте и глухоте. Статья научно-популярная.- М, 1901.- С. 31.
  20.  Там же- С.36
  21.  Челпанов Г. И. Очерки из психологии слепых // Мир божий.- 1894.- №2.- С. 120.

Leave a Reply

Your e-mail address will not be published. Required fields are marked *