Философия медицины

Философия медицина – раздел философия наука , : Который занимается онтологической , эпистемологическая и этические вопросы в Области медицина как особый теоретический и Сферы практической деятельность человек [1] . Философия медицины – обобщающих суждений Система философского характера о предмете и методе медицины , медицины СРЕДИ месте других наук и областей человеческой деятельности , и познавательной её социальной роли в современном обществе как целостной системы естественнонаучных и гуманитарных знаний [М 1] [М 2] . Наиболее важных из разделов философии Одним медицины и биоэтики являетсямедицинская этика , главу угла во ставящая вопросы ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ врача и пациента . [3]

Предмет и метод медицины

Медицина как наука представляет собой «Единство познавательных специфические и ценностное Отражение и Формы преобразовательной деятельность ». Знания о Аккумулирует Она здоровье и : болезни , лечении и профилактике, норме и Патологии , на о влиянии человека природных, социальных и духовных факторов. [4] Медицина обладает всеми признаками специфической области знания. Помимо собственного предмета, она имеет и свои методы изучения, и сферу практического приложения, а именно: профилактику и лечение болезней, а также укрепление здоровья. «Через предмет исследования медицина связана с общественными дисциплинами. Такие отрасли медицины, как гигиенатруда, питания, жилища и отдыха, тесно связны с рядом общественных дисциплин ». Поскольку медицина изучает биологические процессы в организме человек, K близка она как ТАКАЯ науки биофизика , биохимия , генетика , физиология , эмбриология , антропология , микробиология и др. [5]

Со второй половины 19 века медицина го в своих теоретических установках рассматривалась как биологии мире забавных животных часть , распространённые наиболее поэтому в сфере воззрения философских Вопросов современной медицины из принципов исходят и теоретической методологической общности и биологии медицины . Однако основополагающие понятия медицины – здоровье, норма, болезнь, этиология , патогенез , нозологическая единица – и пересекаются хотя или стыкуются с целым рядом понятий биологии , по содержанию НЕ своему сводятся к ним и НЕ поглощаются ИМИ . Взаимосвязь медицина Несомненный с другими науками фактически Определяется уже Тем , как человек По что объект медицина представляет собой институт: высшее Единство . [6]

Болезнь и здоровье

Современная медицина рассматривает болезнь как результат «диалектический противоречивое взаимодействие» организм и СРЕДЫ, Внутренние особенности организма и внешние воздействия среды. В воздействиях внешнего большинство случаев НЕ в состоянии породить : болезнь ПРИ отсутствие Внутреннего благоприятные условия – «предрасположенность» организм к болезни. Силу Этого В : болезни является следствие ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ внутреннего субстрат с организмом внешнего этиологические факторы . Однако некоторые внешние воздействия в больших дозах (радиация, интоксикация и т. Д.) Вызвать ту Могут или иная и ПРИ : болезнь отсутствие “предрасположенность” организм к болезни. И внешнего Взаимоотношение внутреннего в Патологии является проблемой ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ факторов ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ с индивидуальным состоянием организма . [7]«Всякая болезнь есть сложная совокупность патологических процессов, но не всякий патологический процесс уже есть болезнь». Патологический процесс представляет собой лишь часть болезни, это местное проявление болезни: локальные изменения в тканях и органах, которые в совокупности дают болезнь. Правильное понимание соотношения понятий «патологический процесс “” болезнь» и «здоровье» имеет большое значение не только для клинической, но и для социально-профилактической медицины. [8]

Между состояниями здоровья и болезни часто наблюдаются многочисленные переходные и промежуточные стадии (врачи говорят: “уже не здоров, но ещё не болен”). Такое состояние называется субклиническим. Наличие переходных форм от физиологического к патологическому, как и от патологического к физиологическому, является «глубоко диалектическим процессом». При достижении порогового уровня одна противоположность переходит в другую. Этот переход может совершаться в скоротечной, разовой или затяжной форме. Использование таких понятий, как микро- и макроскачок помогает правильному пониманию взаимоотношений физиологического и патологического, болезни и здоровья. «Переход от нормального, физиологического состояния к болезненному, патологическому – это переход от одного качественного состояния к другому, или макроскачок.[9]

В составе медицинская реальности входит не только болезнь, но и здоровье [М 3] , таким образом, Теоретическая медицина , Должны выступать именно как Теория и журнал о здоровье : болезни [6] . Кроме того «философское отношение к феномену здоровья, мы обнаруживаем Анджелес уже в наиболее древних концепциях миропонимания », рассмотрение Этих и философских концепций Может Дать современным исследователям встроенности Пример # Концепции в журнал о здоровье предмет философии в целом [11] [K 4] [5 F] ,

И. В. Давыдовский писал: «Человек не замечает свое здоровье, пока оно не будет нарушен; тогда он интересуется причиной этого нарушения, оставаясь по-прежнему в неведении, что такое здоровье. Очевидно лишь, что последнее не сводимо к отсутствию болезни». [14] [М 6]

Здоровье – это способность организма адаптироваться, приспосабливаться к изменениям в природе или обществе, умение Также а личности Сохранять ПРИ ЭТОМ : нормальное самочувствие , настрой на саморазвитие, самосовершенствование. [16] [K 7]Здоровье человек определяется гармоничное состояние его жизнь, обусловленный совокупное действие как биологический, так и социальный детерминант, и помимо своего объективный, или материальный, содержание, имеет ещё и оценочно-гносеологический и нормативно-установочный компонент. «Это – комплексное, качественное состояние организма и личности человека. Оно неделимо, единично, синтетично и личностно ». С телесными Наряду и душевное здоровье важно : иметь в виде духовного здоровье (по смыслу близкие к нравственному здоровью) которое олицетворяет собой “полнокровные, наполненные идеалы гуманизм и взаимопомощь, пронизанная социально-оптимистические устремления жизни человек”. [18] [K 8]

Принцип целостности

Одним из важнейших принципов, составляющих теоретический фундамент медицины, является Принцип целостности . С учётом только Этого можно понять принцип вся сложность и своеобразие ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ физический , химический и биологический процессы, происходящий в условиях как нормальный, так и патологическое функционирование организма человека на биомолекулярном, клеточном, тканевом, органном, системном и организменном уровнях. Этот учёт без принципа нельзя понять сложная взаимосвязь и взаимообусловленность и местная общий , локальная и генерализованный в возникновении и развитии болезней. [20]

Медицины дебатов философии В вокруг положений редукционизм и холизмприводят, например, к вопросу о возможности «редуцировать болезнь до составляющих её компонентов». В широком смысле, редукционизм – это философский принцип, согласно которому сложные объекты могут быть полностью описаны с помощью характеристик, описывающих их составные части. Другие слова, свойства целого – это просто сумма свойства составляющие его части. Такой редукционизм, в отличии от эпистемологического редукционизма, часто называют метафизическим, или онтологическим, редукционизм. Эпистемологический же редукционизм обращается к исследованию сложных объектов и явлений и связанных с ними факторов с использованием методики, которая изолирует отдельные компоненты для последующего их анализа. Эпистемологический редукционизм объясняет сложные объекты и явления и связанные с ними факторы лишь в терминах составляющих их отдельных компонентов.[21] В онтологии холизм опирается на принцип: целое всегда есть нечто большее, чем простая сумма его частей. Соответственно его гносеологический принцип гласит: познание целого должны предшествовать познание его части. [22] Развитие медико-и науки биологический клиническая Практика всё больше показывает, целостное состояние организм. [23] [9 K]

Медицинская диагностика

С Основным Соответствии В положениях Кафедра : Теории познание , медицинская диагностика следует рассматривать как специфическая Форму познание, в КОТОРОЙ в том же время проявляется ЕГО общие закономерности . [24] [25]

В общетеоретическом плане можно рассматривать диагностику как “сугубо узнавательно-распознавательный”, алгоритмический (совершающийся по ЗАРАНЕЕ известным правилам) Процесс. Автосервис авторемонта диагностик ЭТОМ ПРИ представляется как поиск в рамках известный , уже готовый, сформировавшийся и, как правило, общепризнанный и уже используемый врачи клиническое знания. Сторонники такой подход, по существу, в диагностике понимает точное соответствие с буквальным смысл Термин : диагностирование есть распознавание. Распознавание сводится к узнаванию уже известного, не содержащего никаких новых знаний об объекте. [26]Однако при постановке диагноза врач, опираясь на известном, в том же время познает и неизвестный, специфический связанный с конкретным пациентом. : Болезнь представляет любая собой сложное и противоречивое Единство общего , повторяющийся и специфический, неповторимый, а также известный и неизвестный. «Как можно Рассматривать Диагноз под подведение единичного общее путём распознавания общего в отдельном Этого». [27] А. М. Анохин писал:

«Клиницист медицине В на каждом шагу встречается с такой проблемой , как внешние проявления болезни, жалобы больного и имеющиеся данные объективного обследования, правильная интерпретация которых – Понимания аспектов из один Явления и сущности . Симптоматика НЕ Объективная всегда укладывается в субъективное Представление врача о : болезни , отдельные симптомы кажутся случайными, нетипичными. НЕ всегда Также обнаруживается тождество Между данными различных методов инструментального обследования . Это требует всё от врача НЕ только Умения выделять из многообразия имеющихся Данных главное , наиболее существенное в симптоматике, но и способности учитывать единичное, случайное в клинической картине заболевания ». [28]

Медицинская этика

Моральный кодекс врача

Современная медицина опирается на философско-моральные Учения Гиппократа , Галена , Цицерона , Канта о нравственном долге и прочно слилась с требованием бескорыстного служения людям. Такие философско-Получили обоснования требования в нравственные деонтологии как теоретической основе профессиональной врачебной этики. [29]

В 1979 американских философах года кнопки E Боучамп и Д. | Чилдрес в книге «Принципы биомедицинской этики» сформулировали четыре постулата современной медицинской этики. [30] [31] Предложенная ИМИ Схема получила в Настоящее время наибольшее Признание . [3], [K 10] КРОМЕ четырёх принципы Схема Содержит Ряд основанного на них правила . Правила, в свою очередь, для морального служит Решениям и обоснование действий в конкретных ситуациях . Вкратце принципы таковы:

  1. «Не навреди».
  2. «Делай благо».
  3. «Уважай автономию пациента».
  4. «Будь справедливым». [3]

Первый принцип, K восходящий Гиппократ и в являющемся старейшем медицинской этике, широко известно в своем латинской формулировке: “Primum не nocere”. Он требует минимизации ущерба, наносимого пациенту при медицинском вмешательстве. [32] [33]

Принцип подчёркивает второй обязанность врача прилагать усилия действенные для улучшения состояния пациента . [34] [3]

Третий принцип провозглашает автономию (независимость) пациента. [35] Уважение автономии пациента означает, что его выбор, как бы он ни расходился с позицией врача, должен определять действия последнего. Этого источники из принципа Одним категорический императив является Кант , согласно которому человек всегда должны рассматриваться как цель, а не как средство. Важная роль этот принцип играет в ситуации, когда речь идет о тяжёле и, в особенности, о неизлечимом заболевании. [36]

Принцип подчёркивает последний необходимость ПРИ оказание медицинской ПОМОЩИ как и справедливое отношение к равным пациентам , так и справедливое распределение ресурсы, которые, как правило, ограничены. [37] В конкретных случаях требования, вытекающие из этих принципов, могут вступать в противоречие друг с другом. Например, требует уважения Принцип достоверного информирования пациента о диагнозе и прогнозе Заболевания , даже если этот прогноз крайне неблагоприятен. Сообщение пациенту но такой Информации Может Вызвать тяжелейший стресс , усугубляющий болезнь, что будет нарушением принципа «не навреди». : Такие случаи В Приходится на : идти Нарушение одного из принципов , то есть они – не абсолютно, от них приходится отступать в конкретных ситуациях. [3]

Отношения врач-павиент

Традиционно основная модель отношений врача-Пациент был патернализм , выраженный афоризм «доктор лучше знать» [38] . « Патерналистская модель » характеризуется тем, здесь отношение что к пациенту врача напоминает отеческое отношение к ребёнку родителя или же к прихожанину священника . Многие случаи во она Останется наиболее уместная и ожидаемая со СТОРОНОЙ пациент . Однако недостатком такой модели отношений является то, что она ущемляет права пациента как автономной личности, стремящейся самостоятельно и свободно принимать жизненно важные решения. [39]

Пациент нередко современный обладает высоким уровнем культуры и : Достаточно только НЕ информирован в вопросах науки или техники , но и в медицине. Может критически он и оценить адекватно понять некоторые Особенности медицинская и Обслуживание в Качестве выступать и заинтересованная полезный партнёр ПРИ обсуждение ряда Вопросы обследования , лечение и профилактика. [40] В данном случае уместна ” коллегиальная модель»Отношений между врачом и пациентом, предоставляющая большие возможности для реализации ценностей свободной личности. Эти рамки В модели предстанет как больная равноправная сторона в своём взаимодействии с врачом . Для того чтобы играть эту роль, пациент должен получать от врача достаточное количество «правдивой информации» о состоянии своего здоровья, вариантах лечения и прогнозе развития заболевания. Несмотря на все достоинства такой модели, её применение ограниченно. Она Может но найти применение в случаях длительно протекающая хронические заболевания , когда «компетентность» в соответствующем пациенте сфера медицинского знаний вполне Может приблизиться к объему Профессиональное знаниям врача . [39]

« Контрактная модель » Между врач взаимоотношений и пациент наиболее совершенны в плане Защита моральные ценности автономная личность . Эти рамки В модели получает Приоритет Принципы сохранения Свободы , достоинство, правдивость, верности принятых обязательств и справедливость. Врач здесь рассматривается как поставщик медицинских услуг, а пациент – как потребитель этих услуг. [41] [42]

Наиболее ущербна в моральном плане «научная модель ». В этой модели определяющее значение приобретает решение «научной» проблемы: при помощи медицинского оборудования и приборов, обслуживаемых соответствующими специалистами, провести диагностику и устранить : болезнь как «сбой» или «поломку» в организме пациента, рассматриваемом как некий «безличностный механизм». Здесь пациент для врача является лишь объект, описываемый установленный набор параметров, и поэтому отношение к нему лишено какой-либо эмоции, в свою очередь, роль пациент – абсолютно пассивно. [43]Такая модель Распространённость стимулируется развитие технического аспект медицина и возрастающая специализация медицинского Обслуживание . В какой-то мере её существование становится сегодня неизбежным, как во так многих случаях имеет дело Пациент НЕ с одним лечащим врачом Лишь , но с целым коллективом медицинских работников, большая часть которых выполняет достаточно узкие технические функции. [44] [45] [К 11] [12 F]

Альтернативная медицина

Философии медицины Интересов Сфера распространяется на Также нетрадиционную медицину как Ростов практической деятельности, не связанную с медицинской наукой, но имеющую отношение к здоровью человека. Отношение профессиональных врачей и философов к альтернативной медицине, как правило, негативное. [48] [49] [50] [51] [52] Однако был отмечен парадоксальный факт: если больной вместо обращения к врачу-профессионалу предпочитает получить консультацию у знакомой медсестры, фармацевта или физиотерапевта, и таким путём справиться со своим недугом, то эти люди, казалось бы, имеющие отношение к медицине официальной, фактически выступают в роли «целителей». [53]

Высказывалась точка зрения, из Главных Одной что причин сохранения знахарства и других Форм “ненаучного врачевания” является мировоззренческая незрелость части населения, сохранение религиозных предрассудков [K 13] и суеверий. К разного рода знахарям и «чудодеям» чаще всего обращаются верующие и суеверные люди: «целительное» во религии кредо многом осталось неизменным и в наше время . [55]Основной резон избегать услуг “доморощенных лекарей” заключается в том, в Настоящее что время появилась Возможность ранней диагностики многих болезней и разработаны методы Эффективные : их лечения . [56]

Биологический взгляд сугубо на человека и : болезнь обусловливает и соответствующий подход к методам лечения . Предполагается, что «поломка в биологической системе» можно устранить исключительно материализованным образом – лекарственный, хирургический и т. п. Используя лекарства, некоторые врачи не всегда учитывает, что те оказывает оздоровляющее воздействие не только химический, но и психотерапевтические [57] образом. Так не занятая, не используемая, врачи «психологическое поле» в человеке успешно эксплуатируется представители альтернативной медицины. [58]

Отход от системного, целостного и личностного понимания больного частью врачей «односторонняя ориентация лишь на его соматику, некий культ лабораторно-инструментальных методов исследования ” использование не всегда целесообразных диагностических и лечебных технологий [⇨] , создают благоприятные условия для распространения и процветания” оккультной медицины », знахарства, внешне ориентированных на личностный подход к больному, на его внутренний психоэмоциональный мир. Преодоление одностороння биологизированная ориентация у части врачи, устранение элементы соматоцентризм – одно из условий, для усиления необходимых позиций Без медицины в борьбе с различными проявлениями “антимедицина”. [58] [14 F]

Высказывалось предположение, в будущем что всё большее Число людей будет становиться «альтернативными врачами» для самих себя, отказавшись от роли объекта врачевания. Располагая доступ к медицинской информации, включающая способы лечения, они возьмут ответственность за своё здоровья на себя, Принимать Будет Показать подробную сами о Решении необходимых мер и осуществлять (по крайней мере, в тех случаях, когда не требуется хирургическое вмешательство) “соответствующие врачебные действия”. [60]

Комментарии

↑ Показывать компактно

  1. ↑ Гиппократ в трактате «О благоприличном поведении» отметил: «Ведь врач-философ равен богу. Да и немного, в самом деле, различия между мудростью и медициной, и всё, что ищется для мудрости, всё это есть и в медицине, а именно: презрение к деньгам, совестливость, скромность, простота в одежде, уважение, суждение, решительность, опрятность, изобилие мыслей, знание всего того, что полезно и необходимо для жизни, отвращение к пороку, отрицание суеверного страха перед богами, божественное превосходство “.
  2. ↑ Эдмунд Пеллегрино назвали медицину : самая гуманитарный из Естественных наук и из : самая научные гуманитарных наук. [2]
  3.  Иногда к врачам обращаются с вопросами, не связанными с болезнью. Врач, который предписывает контрацептивы или выполняет аборт , имеет дело не с больными. [10]
  4.  Следуя каноны традиции, древние врачеватели усматривали причина болезни пациента в “авидие” – незнание, заблуждение человек, в его душевно-духовной ущербность, которая материализовывалась в болезнях тело [12] .
  5.  По поводу относительности концепции здоровья для разных культур приводились, в частности, такие примеры: один из самых распространённых недугов, эпилепсия , в Древней Греции не считался болезнью; аналогично рассматривают отдельные разновидности спирохетозов [⇨] некоторые племена современных южноамериканских индейцев. [13]
  6.  В трудах И. В. О мысль Давыдовского необходимости философского осмысления фундаментальных проблем общей Патологии является Одной из ключевых . До идеи ЕГО Настоящее время сохраняет своё Значения в Качестве отправной Точка диалог и философия медицина . [15]
  7.  В преамбуле устава воз записано: «Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». [17]
  8.  По мнению С. А. Нижникова, единая теория здоровья невозможны без интеграции мировоззренческих концепций, без поиска общности в таком, казалось бы, альтернативный мировоззренческие системы, как : христианство , буддизм , индуизм и даосизм . Он полагает, что без формирования цельного мировоззрения, синтезирующий все духовные достижения человечества, разработать общую теорию здоровья невозможно. [19]
  9.  Как мировоззренческая позиция, холизм, как правило, разделялся мыслители идеалистическое направление. Платон в об учении идей, воплощённая в конкретном преходящей вещах, и концепция государство, как целому которому Должна быть подчинены интересы отдельных людей , стоял на позициях холизма. [22]
  10.  Книга выдержала пять изданий и является в США учебником по стандартным медицинской этике [31] .
  11.  «условия узкая В специализации врачи ответственность перед больной как бы расчленяется и распределяется Между масса специалисты , обслуживающее больным. При этом могут возникнуть ситуации, когда персональная нравственно-этическая ответственность врача перед больным обезличивается и принижается ». [46]
  12. ↑ В. Ф. Войно-Ясенецкий писал «Приступая к операции, в : иметь надо виду НЕ только брюшную полость и тот интерес , который она может представить, а весь больной человеком, который, к сожалению, так часто у врачей именуются “случай”. Человек в смертельной тоске и страхе, сердце у него трепещет не только в прямом, но и в переносном смысле». [47]
  13.  «Многая псевдомедицинский, знахарский и подобные воззрения по-прежнему опирается на религию. Что такое болезнь, каковы причины её возникновения, что такое жизнь, здоровье и смерть человека – вот далеко не полный перечень вопросов, вокруг которых не прекращается борьба науки и религии, разума и мистики ” [54] .
  14.  Философия вооружений современного врача «методологий рациональных подходов к изучению человека, его здоровья и болезней. Культура позволяет философская мировоззренческую односторонность преодолеть в подходе к изучаемым проблемам в медицинским условиях сложившейся узкой специализации врачебной деятельности ». [59]

Примечания

↑ Показывать компактно

  1. ↑ Marcum, 2015 .
  2. ↑ Pellegrino, 2008 , стр. 309.
  3. ↑ Перейти к:5 Биоэтика, 2010 .
  4. ↑ Анохин, 2006 , с. 317.
  5. ↑ Хрусталев, 2007 , с. 265.
  6. ↑ Перейти к:2 Академик, 2015 .
  7. ↑ Хрусталев, 2007 , с. 296.
  8. ↑ Анохин, 2006 , с. 364.
  9. ↑ Хрусталев, 2007 , с. 319.
  10. ↑ Мерфи, 2015 .
  11. ↑ Шульга, 2008 , с. 75.
  12. ↑ Князев, 2014 , с. 23.
  13. ↑ Gifford, 2011 , стр. 19.
  14. ↑ Давыдовский, 1969 , с. 22.
  15. ↑ Кондратьев, 2002 , с. 30.
  16. ↑ Хрусталев, 2007 , с. 235.
  17. ↑ Анохин, 2006 , с. 363.
  18. ↑ Кузнецова, 2014 , с. 122.
  19. ↑ Фесенкова, 2008 , с. 242.
  20. ↑ Хрусталев, 2007 , с. 267.
  21. ↑ Marcum, 2015 , Раздел 1a.
  22. ↑ Перейти к:2 Никифоров, 2010 .
  23. ↑ Хрусталев, 2007 , с. 282.
  24. ↑ Хрусталев, 2007 , с. 385.
  25. ↑ Marcum, 2015 , Раздел 2d.
  26. ↑ Хрусталев, 2007 , с. 382.
  27. ↑ Хрусталев, 2007 , с. 383-384.
  28. ↑ Анохин, 2006 , с. 345.
  29. ↑ Хрусталев, 2007 , с. 224.
  30. ↑ Принципы, 2001 .
  31. ↑ Перейти к:2 Marcum, 2015 , Раздел 3a.
  32. ↑ Принципы, 2001 , стр. 113.
  33. ↑ Кондратьев, 2002 , с. 68.
  34. ↑ Принципы, 2001 , стр. 165.
  35. ↑ Принципы, 2001 , стр. 57.
  36. ↑ Кондратьев, 2002 , с. 69.
  37. ↑ Принципы, 2001 , стр. 225.
  38. ↑ Marcum, 2015 , Раздел 3b.
  39. ↑ Перейти K:2 Кондратьев 2002 , с. 67.
  40. ↑ Хрусталев, 2007 , с. 468.
  41. ↑ Кондратьев, 2002 , с. 67-68.
  42. ↑ Marcum, 2008 , стр. 293.
  43. ↑ Marcum, 2008 , стр. 13.
  44. ↑ Кондратьев, 2002 , с. 66.
  45. ↑ Эмануэль, 1992 .
  46. ↑ Хрусталев, 2007 , с. 467.
  47. ↑ Войно-Ясенецкий, 2000 .
  48. ↑ Боззунова, 2014 .
  49. ↑ Нижников, 2008 , с. 57.
  50. ↑ Саркисов, 1997 , с. 61.
  51. ↑ Фесенкова, 2008 , с. 225.
  52. ↑ Хрусталев, 2007 , с. 460.
  53. ↑ Charlton, 1992 .
  54. ↑ Хрусталев, 2007 , с. 461.
  55. ↑ Хрусталев, 2007 , с. 462.
  56. ↑ Саркисов, 1997 , с. 62.
  57. ↑ Кулик, 2012 .
  58. ↑ Перейти к:2 Хрусталев, 2007 , с. 463.
  59. ↑ Карпин, 2010 .
  60. ↑ Дубровский, 2001 , с. 96.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *