Эпидемия чумы в России (1654-1655)

Эпидемия чумы 1654-1655 годов – крупная САМАЯ ЭПИДЕМИЯ семнадцатый в ВЕКА России . Летом 1654 была занесена чума года в Москву . Город охватила паника, из него бежавшие люди разносили : болезнь вглубь Перейти в таблицу и уже в сентябре эпидемия охватила почти всю центральную России мире забавных животных часть . В Также Свирепствовала Казани , Астрахани и в Речи Посполитой , Россия с КОТОРОЙ вела войну . В январе 1655 года ЭПИДЕМИЯ ПРАКТИЧЕСКИ ПОЛНОСТЬЮ утихла, но оставшиеся кое-где очаги спровоцировали новую, намного менее смертоносную, вспышку в 1656-1657 годах, затронула в основном КОТОРАЯ низовья Волги , Смоленск и Казань.

Историки медицины оценивают противоэпидемические меры властей довольно высоко, хотя их реализация по ряду причин затягивалась. В поисках спасения народ часто обращался к божественным силам, так как в эпидемиях традиционно видели наказание Божие за грехи. Точное количество жертв эпидемии неизвестно, источники дают огромный разброс в оценках: от нескольких десятков тысяч до нескольких сотен тысяч.

Историография и источники

Эпидемия K Относится изученная наиболее Данные эпизоды в истории русская медицина [1] . Ряд историков обозначает хронологические рамки эпидемии годами 1654-1657 [2], [3] , другие полагают, было правильнее что бы говорить о двух эпидемиях с коротким промежутком [4] : 1654-1655 годов [5] [1] и 1656-1657 года (7165 год от сотворения мира). Эпидемии описание Обстоятельное Наиболее принадлежит врачу Н. Ф. Высоцкий . В книге «Чума при Алексее Михайловиче» 1879 года он описал симптомы и географию чумы, меры властей и привёл статистику. Труд Высоцкого, как и многие другие исследования эпидемии, основывается на « Актах исторических», Где опубликованы довольно откровенные доклады чиновников – одни из наиболее достоверных источников, описывающих это бедствие. Позднее круг источников расширились, главным образом за счет данные синодиков, опубликованная летописные своды, сказания о чудотворных иконах, православный календарь Данные о днях празднований в памяти об избавлении от чумы . Являются Записки Источника Важным Павла Алеппский о путешествии по России его отец, антиохийский патриарх Макарий III – из идеологов Главных одного русский церковная Реформа середина XVII век [4] [1] .

Распространение эпидемии

Адам Олеарий , Павел Алеппский, Сигизмунд Герберштейн фон писал, что жители Москва, казалось, не знали чумы ( “моровая язва”, как тогда говорил) и некоторые другие инфекционные заболевания. И действительно, чума свирепствовала обычно на северо-западных окраинах страны, в Смоленске , Пскове , Новгороде , почти не доходя до столицы. Поэтому свидетели начала эпидемии ( “морового поветрия”) отмечали изумлённость и растерянность народа перед её лицом [6] .

Считается, что севернее 50 ° северной широты природные очаги чумы не распространяются. Значит, эпидемии чумы, возникающие в этой зоне, следует связывать с заносом извне. Происхождение чума, поразившая Россия в 1654 года, точно неизвестно [6] . Высказывают предположение, что она имела азиатское, например, персидское [7] происхождение и попала в Россию через Астрахань . Не занос Также исключён из : болезни Украины или Крыма [8] . Микробиолог М. В. Супотницкая , вводящее понятие «реликтовая природный очаг», данная эпидемия не только с связываю занос из очагов в Западной азиии на юге России, но и с активностью “реликтовый природный очаг”, расположенный северо-западнее Москва [9] .

Большинство летописей датируют моровое поветрие 1654-1655 годами, но некоторые относят его начало к 1653 году. Возможно, в отом году были зафиксированы первые вспышки заболевания. На церковной Опираясь и предания Данные православный календарь о днях празднования в памяти об избавлении от чумы , можно установить, что в Рыбинской слободе и Углич моровое поветрия объявилось и довольно 3 : рано и 18 июня 1654 года, соответственно, после вмешательства чудотворных икон уже прекратился. Же данные этим По в Казани эпидемия до 24 Начался июль 1654 года [4] .

В конце июня более чем 30 люди умерли скорая смерть, предположительно, во дворе чума от Б. П. Шереметева в Москве [10] . 24 июля, когда в городе уже началась эпидемия, Патриарх Никон увёз царицу вместе с её семьёй в Троице-Сергиев монастырь . С ними же отправились и семьи знатнейших бояр [11] [10] [комм. 1] . Время Россия это В вела войну с Речью Посполитой , поэтому царь Алексей Михайлович Организатор находился под Смоленском. «Ведать Москву» остались ЕГО : отсутствие в М. П. Пронский , И. В. Хилков и Ф. А. Хилков [12], Эпидемии время во Москвой фактически управлял хорошо осведомлённый о положении дел в ней Никон [10] . Жители Москвы поначалу мало внимания обращали на болезнь. Лишь когда число смертей стало стремительно возрастать, началась паника и люди принялись бежать из столицы, распространяя заразу за её пределы. В Подмосковном первой и деревнях города подались соседний придворные чины и дворяне Столичный . Почти разбежались И все Погибли Стрельцы и другие Государственные служащие. В городе осталось очень мало людей, в основном низшие слои населения. Из уезжать Вскоре Москвы запретили и вокруг неё Были выставлены заставы , подчинявшиеся Никону. Крепче всего контролировалась дорога в сторону Смоленска, это время в : Который осаждала русская армия [13][12] [14] . Эпидемия в столице достигла своего пика в конце августа – начале сентября [10] [4] [14] . Царская семья переехала в Калязинский монастырь . В Москве начались грабежи, так как некому стало следить за порядком, прекратилась торговля, из тюрем совершались побеги, всюду лежали трупы, которые не успевали хоронить. Затворили Кремль , оставив лишь одну калитку. Из-за смертей Пронского и И. В. Хилкова, управление столицей без государева указали вынуждены были взять на себя И. А. Хилков и А. Иванов [комм. 2] . К этому времени чума распространилась далеко за пределы Москвы [13] [12] [14] .

1 первые случаи августа чумы в замечены Туле 4 августа – в Торжке 10 августа – в Калуге 15 августа – в Звенигороде 16 августа – в Ржеве и суздале 18 августа – в Соли Галичской 23 августа – в Коломне 31 августа – в Нижнем Новгороде 1 сентябрь – в Шуе [15] , Вологда , Кострома , Белёв и Мценск 5 сентября – в Дедилове и Малоярославце 6 сентября – в Кашине, в сентябре эпидемия началась в Городце , Ярославском , Тверскоми Старицком уездах [16] [4] .

Эпидемия охватила почти весь центральная часть Россия: на северо-запад не затронул Новгород [17] , но дошел (судя по карте Высоцкий) до Старой Руссы [4] , на западе достиг Ржев, на юге – Рыльский уезд и Шацк, на востоке – Нижнего Новгорода, на севере – Вологды, на северо-востоке – Соли Галичской [8] [4] . Свирепствовала в Астрахани, Казани, а также в Великом княжестве Литовском и в Киеве , которые входили в состав Речи Посполитой [16] . Там она приняла не менее устрашающий характер, чем в России, дополнившись голодом, который, по-свидетельству Яна Цедровского, был вызван увеличившимся количеством портивших хлеб полевых мышей. Цедровский писал, моровое поветрие что в княжестве Литовском объявилось в октябре 1653 года и продолжалось до 1658 года, в это время “зверь достаточно поживился телами людей” [18] .

Активные переносчики болезни в начале эпидемии был стрельцы. Они занесли её, например, в Михайлов и Печерники . В Костроме болезнь были занесены ремесленники и торговцы, бежавший в родном городе из Москвы. Чума занёс Городец В московском торговец москательные товаров . Рыльский уезд В начале моровое поветрие Связанно с приездом из Москвы «посадский человек Гришка Лазарев». Заметив за ним симптомы болезни, его «выбили из сёл в лес». Несмотря на такую изоляцию заболевшего, уезд вскоре был охвачен чумой [19] . Люди из : Многие городов бежали в Поля и леса , но из них мало кто выживал [18] . Макарий III из-за чумы застрял в Коломне, где стал свидетелем страшных картин морового поветрия:

Бывало, когда она [чума] проникала в какой-либо дом, то очищала его совершенно, так что никого в нем не оставалось. Собаки и свиньи бродили по домам, как некому так было : их выгнать и запереть двери . Город, прежде кишевший народ, теперь обезлюдел. Деревни тоже, несомненно, опустели, равно вымерли и монахи в монастырях. Животные, домашний скот, свиньи, куры и пр., Лишившись хозяев, бродили, брошенные без призора, и большею частью погибли от голода и жажды, за неимением, кто бы смотрел за ними. То было положение, достойные слезы и рыдания. Мор, как в столице, так и здесь и во всех окружных областях, на расстоянии семисот верст, не прекращался, начиная с этого месяца, почти до праздника Рождества, пока не опустошил города, истребив людей.
<…>

В одну яме клали по людям По другу нескольку на друг , а привозил их в повозках мальчиков, сидя верхом на лошади, один, без своего семейного и родственников, и сваливал их в могиле в одежде. Часть священников умерла, Потому БОЛЬНЫХ а привозить в Стали повозках к церквам , исповедовали : их священники приобщили и : Чтобы св. Таин . НЕ Мог священник выйти из Церкви форумыПравилаПомощи и оставался там целый день Возможен в ризе и епитрахиль , ожидая больной. Он не успевал, Потому некоторые и из них оставались под открытым небом , на холоде, по два и по три дня, за неимением, кто бы о них позаботился, по отсутствию родственников и семейных. При виде этого и здоровые умирали со страха.

В октябре-ноябре эпидемия пошла на спад. И. А. Хилков сообщал Никон и царская семья, было Хотело уже двинуться из : которые свой стана на Нерль в Новгороде, о том, что с 10 октябрем морового поветрия в Москве стали утихать [12] . Источники относят Некоторые Эпидемии в спад столице ко второй половине ноября [4], [19] . Декабря числах Первые В в Москве прибыли Б. М. Хитрово с заданием зафиксировать, сколько в городе находится мёртвых и живых. Подсчёт вёл дьяк Кузьма Мошнин. К 17 декабря он завершил работу, им статистика собранной свидетельствовала о смертности в Высоком городе [20], В декабре царю сообщили о том, что морового поветрия в Москве больше нет и “в рядах сидят, торгуют”, но он решил повременить с приездом [12] . 12 октября чума покинула Шую [15] . К 13 октября относит прекращение эпидемии в Казани, к 18-23 Октябрю – в Вологде, к 19 Октябрю – в Ярославле , к 6 декабря – в соли Галичского, к 25 – декабря в Коломне. В Галиче пик Эпидемия пришлось на 23 ноября – 12 декабря [4] . 3 февраля в Москву прибыл Никон. Его взору предстал опустошённый безлюдный город:

Непрестанно плакал смотря пустоты Московския, путь и дома, идеж прежа соборов многая и утеснение, тамо никаково, великия пути в мале стезю и потлачены, дороги покрыты снег и никто сути не следий, разве от пес. Ох, ох!

10 февраля в Москву наконец приехал Алексей Михайлович [12] [10] .

В январе 1655 года эпидемия почти полностью утихла, но оставшиеся кое-где очаги спровоцировали новую вспышку. Она была намного менее сокрушительной, хоть и затронула более 35 городов и территорию в 30 000 м². Летом 1656 (1655 или [9], [14] ) объявилось поветрие моровое года в низовьях Волги . Узнав об этом, немедленно приказали Власти поражённой окружить заставы и районы никого через них НЕ пускать . То ли эти меры оказались неэффективными, то ли другие очаги инфекции дали себе знать, чума вскоре но уже распространилась на Казань и Смоленск По , Москву в этот раз не затронула. Заболевания прекратились в году 1657 [21] .

В середине XVII века чума свирепствовала не только в России, но и в Европе. В 1657 была эпидемия года охвачена Испания и большой мир забавных животных части Германии , поздняя чума распространились в Англии и Голландия. Время во лондонской эпидемии 1665-1666 годов погибло до 100 000 человек или почти четверть населения города [22] [23]

Клиническая картина

Обычно начало болезни сопутствовали головные боли, жар, бред. Заболевший быстро слабел. Имели место две формы чумы: бубонная и лёгочная . Заболев первой, человек покрывался язвами и умирал за 3-4 дня. Вторая протекала дольше, с кровохаркать [12] [24] . Историк медицины В. М. Рихтеротмечал, что в Москве болезни имели сначала лёгочной форму, а потом уже бубонный. В донесении Троице-Сергиева монастыря сообщалось, что в монастыре и округе 417 человек умерло с язвами, проболев 1-4 дня; без язв, проболев 4-7 дней – 848. Данные по Нижнему Новгороду «скорая смерти “умерли 1793 человека (947 язв и С По +846 без язв)”» продолжительной болезнь – 58 Людей (56 без язв и двое с язвами). Под продолжительной болезнью понимался срок от 4 дней. Павел Алеппский в своих записках писали о внезапных смертях:

Стоит, бывало, человек и вдруг моментально падает мертвым; или: едет верхом или в повозке и валится навзничь бездыханным, тотчас вздувается как пузырь, чернеет и принимает неприятный вид.

Случаи, когда с виду здоровые люди умирали мгновенной смертью, отмечали и другие свидетели. Сейчас известно, что таким образом может протекать лёгочная чума [21] .

Методы борьбы

Власти хорошо понимали опасность эпидемий и принимал, судя по всему, по рекомендациям Аптекарского приказа надлежащих противоэпидемический весоизмерительных Мер. Медицины оценивают Историк эта как целесообразный весоизмерительные Меры и довольно Эффективный . Возможно, именно благодаря им эпидемия не дошла до Новгорода, Пскова и Сибири. Вместе с этим стоит отметить, что противоэпидемические меры были бы намного эффективнее, если бы их реализация не затягивался по ряду причин . Борьба с эпидемиями в XVI-XVII веках ведал прежде всего сам царь, издававшие основные указов, и воеводы – представители царя на местах. Необходимые мероприятия Поэтому только после начинались : их получения распоряжений , которые, прежде чем достигнуть места назначения, проходили долгий путь через бюрократическую волокиту [25] [1] [17],

Отчёты с В о характере мест морового поветрия Могло указывать : район поражения, количество жертв, чем и как долго болел люди, наличие язв у больных. Но всё-таки чаще отчёты носили обобщённый характер, а более-точные Данные менее о жертвах в Стали появляться середине осени [1] .

Медицина XVII века была практически бессильна перед чумой, поэтому главным инструментом властей, как и в других европейских странах, Были карантины . Блокировали заражённые населённые пункты и районы, на дорогах расставляя заставы и засеки с горящими кострами «для очищения воздуха». Люди всё но равно находили из Способа вырваться оцепленная и разносил Месторасположение : болезнь дальше [25] [12] . Пытавшихся проникнуть хотя через оцепление окольными путями и было велено казнить , дело казней до ОБЫЧНО НЕ доходило и Представители Власти ограничивались менее суровыми наказаниями . : ООО привлекали К. НЕ только беглецов из заражённых районов , но и тех, кто их у себя принимал [26], Из важнейших Одной ЗАДАЧ были НЕ власти пустить эпидемию на западе По , где находились армия и царь, тщательнее всего поэтому контролировался из Москвы направление Информационных на Смоленск По . Распространение эпидемии там было остановлено [25] [12], Служилые люди для организации застав едва хватал: многие находились на войну, в оставшемся из тыла на такой службу соглашались далеко НЕ все . Иногда заставы ставились таким образом, лишали местную что жители к полям доступа и мельницы , обрекая их ещё и на голод. Наказы прекратить торговлю с заражёнными сёлами, несмотря на свою логичность, ставили целые вотчины под угрозу голодной смерти, которая для обывателя была ещё страшнее, чем смерть от чумы. Естественно, что такие наказы почти не исполнялись. Случаи блокирования отдельных заражённых дворов были единичны, так как охранять их было некому. К приводило это расхищение из вещей покинутых жилищ и , как следствие, к дальнейшему распространению заразы [1] .

Дворы, где умирали все, приказывалось ломать или даже сжигать. В государственных учреждениях приказывались закладывать окна кирпича. При этом рабочие должны были находиться снаружи здания, чтобы не занести заразу внутрь [1] .

В большинстве заболевших случаев без оставлял и ПОМОЩЬ уход . Врачи обслуживали только царский двор и армию. Заражаясь от трупов, массово умирали священники, им под поэтому страхом смертной казни запретили Проводить отпевания . Обязывали захоранивать тела за чертой города в специально обозначенных местах или на территории двора , где они умерли. Но предписание это обычно игнорировался, что погребение Потому сейчас на местах в церковных глазах человек То время связывались с невозможностью попадание в лучшем мире после смерти . Например, в Москве на территории усадеб XVII века массовых скоплений человеческих останков не найдено. Зато были переполнены все прицерковные кладбища. Появились даже могилы Братские на Красной площади , : возле Покровского собораи деревянных церквей. Существовало убеждение, Трупы заболевших что заразны даже спустя Несколько лет после смерти , поэтому после эпидемии на кладбищах, где они были зарыты, запрещались новые захоронения [1] [27] [14] .

Главные Средства дезинфекции Были огнь, вода, мороз. На посылок до Применялся Также Руси издревле дым от сжигания можжевельника и полыни , которым окуривали дома и предметы [28] . Вещи и одежда заболевших сжигались на кострах. Письма по пути следования передавали “через огонь”: Одной СТОРОНЫ с от костра стоял Гонец и выкрикивал Содержание написанного , а на другой переписывали на новую бумагу [14] [5] [24] . Между городами Перевозимые деньги было предписано промывать в воде , а одежду «вымораживать и вытресать». Причёе выполняться эти манипуляции должны были руки людей, которые “в моровых болезнях были”, здоровое же должны были “ни к чему не касатцу” [25] .

В пути По на Калязин перед царской семьёй перевезли тело В умершей от чумы женщины . Приказано наложить было на участке дороги ЭТОМ и вокруг неё дров , поджечь, а уголь с землёй собрать и увезти подальше. Страх перед чумой обуял не только царскую семью, но и царя, который, перестраховываясь, долго откладывал приезд в Москву [12] .

Видели сознание народной в Эпидемии наказания за Божиими грехи , K и поэтому путь спасению в видел веру и К обращению Бог . России во В время эпидемии подавляющее большинство НАСЕЛЕНИЯ участвовали в коллективных формах религиозность Выражение ( Крестные хода с чтимых иконами и мощи, молебны , паломничество , строительство церкви) менее распространены был погружение в самоанализе, индивидуальные молитвы и проявление аскеза , например, строгие посты [12 ] [29] [30] . Народ русской Набожности в этом бедственное время отметил Макарий III:

Подлинно, этот народ истинно христианский и чрезвычайно набожен, ибо, как только кто-нибудь, мужчина или женщина, заболеет, то посвящает себя Богу: приглашает священников, исповедуется, приобщается и принимает монашество [что делали] не только старцы, но и юноши и молодые женщины; все же свое богатство в имущество отказывает на монастыри, церкви и бедных. Хуже всего и величайшим гневом Божиим была смерть большинства священников и оттого недостаток их, вследствие чего многие умирали без исповеди и принятия св. Таин.

Время моровых поветрий Во было распространено Тело обыденных храмов . Вологду чума покинула после того, как 18 для утоления октября Божиего гнева Горожане возвели деревянную Спасообыденную Всеградскую церковь . Четыре дня в Спустя такой же короткий срок местного иконописца по вологжанам написали желание иконы Всемилостивого Спас [31] . В Ростове Обыденная церковь Всемилостивый Спас на Торг по появился обет после прекращения морового поветрия [32] .

Особое внимание уделялось реликвиям и иконам. Никон послал Пронскому икону Казанской Божией Матери , которая должна была защищать москвичей от чумы [11] . С вмешательством чудотворных икон Богоматери Связана прекращение Эпидемии в несколько городах: принесение Югской икона в Рыбинской слободе, Седмиозерный – в Казани, молебны перед Боголюбской иконой в Угличе, написание Новой ИКОНЫ богоматери в Шуе, : Которая была позднее названо Шуйско-Смоленская икона [33] . В Москве, по преданию, многие люди выздоросли благодаря заступничеству от иконы Грузинской Божией Матери . Спасение Твери приписывают мощам князяМихаила Ярославича , а спасение Бежецка – иконе Николая Чудотворца [34] . Известны случаи, когда в челобитных царю упрашивали например крест с мощами [29] .

Историки медицины отмечают, массовые скопления что людей во время религиозных обрядов только способствовали распространению заразы [34] . Некоторые люди из-своего невежества за бессмысленными и считали греховными попытки противодействовать распространению : болезни [30] . Любопытно, что в актовых материалах нет ни одного упоминания эпидемии как божественной кары. Возможно, в таком ключе понимал сам факт начала эпидемии, но не дальнейшее ее развитие [1] .

Жертвы

Установить точное количество погибших не представляется возможным, источники дают огромный разброс в оценках. Но тем не менее чума 1654-1655 года называют самой крупной [18] эпидемия XVII века в России. По мнению некоторых историков, Эпидемии сильно современники преувеличивали Число жертв в её России [7] . Например, аменинский историк Д. Т. Александер не соглашается с утверждения, что эпидемия привели к демографической катастрофе, и пишет, мёртвая посчитал что спасшееся бегство многих в другом районах , СРЕДИ реальна а были : много умерших из беженцев других Стран и тот , кто умер не от чумы [8] . Подсчет количества жертв в княжестве Литовском осложняется боевыми действиями, которые там велись. Во время войны такие статистики не велось[18] .

Россия

Современники-в своих иностранцах записки о нескольких говорили сотни тысячи погибший от Эпидемии ПРИ том , что население всего государство составляло чуть более 7 млн. Английский дипломат У. Придо 15 августа 1655 года писал, в Течение что последнего года НЕ менее миллиона человек По Стали жертвами чумы [35] . С. Коллинз , врач Алексей Михайлович, приехавшая в России уже после эпидемии, писали, что от неё в стране погибло 700-800 тысяч людей [36]

Историк П. Е. Медовиков говорил о 700 тысячах погибших [37] . Историк медицины М. Б. Мирский называют цифры в 700-800 тысячах правдоподобный [25] . Историк А. Г. Брикнер предполагал, что в 1654 году работа более половины года все НАСЕЛЕНИЕ центральная часть Московское государство от Эпидемии погибли [38] . Встречается также оценка в 300 тысяч погибших [14] . Цифры, приведённые в официальных документах, намного меньше: из “Актов исторических” следует, что погибло человек 23 250 [38] . По подсчётам Высоцкого, погиб человек 41 053 [39] . Александер называет близким к истине число в 25 тысяч погибших [8],

Данные и предположения о
количестве погибших
Мёртвых Живые
Алексин [40] 347
Вологда 532 [8]
Звенигород [38] 164 (46%) 197
Звенигородский уезд [38] 707 (51%) 689
Казань [38] 48 000
Калуга [38] 1,836 (70%) 777
Карачев [41] 50%
Кашин [38] 109 (27%) 300
Кашинский уезд [38] 1 159 (58%)
1 539 (63%)
908
Коломна [38] 10 000
Кострома 3 247 [38]
20 000 [39]
Москва см. текст
Муром [42] 30%
50%
Нижний Новгород 1,836 [38]
10 000 [39]
Переяславль-Залесский [38] 3,627 (79%) +939
Переяславль Рязанский [38] 2,583 (86%) 434
Суздаль [38] 1,177 (46%) 1 390
Тверь [38] 336 (46%) 388
Торжок [38] 224 (25%) 686
Новоторжский уезд [38] 217 (7%) 2 881
Троицкий монастырь
и слободы [38]
1 278
Тула [38] 1 808 (54%) 760 кв.
Углич [38] 319 (46%) 376
Шуя [15] 560 (48%) 610
Ярославль 80 000 [39]
до 50% [8]
Москва

Сын Макария III Павел Алеппский сообщал о 480 тысячах умерших от морового поветрия в Москве, но эта цифра явно завышена [38] . У. Придо сообщал, что в Москве от чумы “умерло и похоронено, по данным регистрации, свыше 200 тысяч, не считая нескольких тысяч тел, не нашедших себе иной могилы, как в кишках собак и свиней” [35] . Родес Иоганн де сообщали о чем работе более 200 тысяч умерших в Москве и вокруг неё [10] . Барон А. Мейерберг сообщал о 70 тысячах умерших [12] . В Упоминаемом Л. Ф. Змеевым Рукописи «О чуме, бывшей в России и особенно в Казани в 7162» говорится о 400 тысячах умерших [39] .

Историк Е. Звягинцев писал, что “умершие от чумы 1654 года в Москве были до 150 тысяч человек, то есть больше половины общего числа москвичей” [24] . Брикнер предполагал, что умерло более половины населения столицы [38] . По подсчётам Высоцкого, 6 095 умерло человек, а по Ф. А. Дербек – 6 197 [39] . Александер говорит о 6 095 погибших, в цифры а Несколько сот тысяч погибших называет нереалистичными , так как, по его мнению, население Москвы составляло не более 200 тысяч человек [8] .

Основной источник о жертвах в Москве, Кузьмы Мошнина отчёт от 17 декабря 1654 года, свидетельствует о высокой смертности в столице. Правда, данные были собраны в короткие сроки, из-за чего можно усомниться в их точности. Особенно тяжёлая ситуация были там, где люди жили в тесноте: в монастырях и боярские дворы. В чудове монастырь умер 182 человек, в живых остались 26. В Вознесенских умерло 90 стариц, 38. В осталось Ивановскомумерло 100 стариц, остались 30. Почти четверть дворы бояре, окольничие, думные дворяне и дьяки вымерли полностью. В оставшемся проценте смертности достигал огромные значения. Например, у Я. К. Черкасский умерло 423 человек, живой – 110. Собирается Б. И. Морозова343 умер, живой – 19. умершего наблюдался Процент и в Высоких слободах . При оценке соотношения погибших и выживших нужно понимать, что Москву покинуло значительное число людей, из которых многие выжили. Высокий Процент очень в Москве смертность объясняется ещё и скученность НАСЕЛЕНИЕ . Способствовали низкая : болезни Распространению Уровень и жилищные условия бытовых челяди и чернь [38] [12] .

Другие населенные пункты

О погибших Данные в других городах берутся главным образом из «Актов исторических» и трудов из о местоположении С. М. Соловьёва . Судя по этим цифрам, процент умерших колебался от 30 до 85%. Видно, соотношение Между что в уездах смертности и уездные центры везде разнится . Но неполность данных по уездам не может делать из этого какие-либо выводы. Есть сведения, что в Казани погибло 48 000 человек [38] . Рукопись «О чуме …» сообщает о 10 тысячах погибших в Нижнем Новгороде, 20 тысячах в Костроме и 80 тысячах в Ярославле. По подсчётам Высоцкого, за пределы Москвы умерли люди 34 958 [39] , а Александер говорит о погибшем 18 928 [8] .

Последствия

Хотя чума и не коснулись русское войско, она усложнила его снабжение, ослабил тыл, из-за чего пришлось временно приостановить наступление. Не менее ТЕМ поход 1654 года в целом Оказался для России удачным, были возвращены территории, Потерянные в войне 1609-1618 годов [43] [44] . В войны время Во Россию с захваченных территорий переселялись поляки и белорусы , причём не только в качестве пленных, но часто и добровольно. Селился они в опустевшем от эпидемии районов. Михайлович Организатор намеревался алексей переселить в Москву и окрестности до 300 000 тысяч человек. Амбициозный план столь в полной мере сбыться был НЕ суждено [18], По мнению С. В. Лобачёва, переселенцы поспособствовали разложению старомосковских традиций, привнося с собой элементов западной культуры [10] .

И Торговли Угасания работы на прекращение полей привели к неурожаям и голод , который всегда следовало после эпидемии. Появились цинга и другие болезни, которые вместе с голодом дали новую волну смертности [5] . Война и эпидемия подорвали средства правительства. : Стала Одной денег из причин Нехватка денежной Реформы Алексея Михайловича [43] .

После солнечного затмения ( англ. ) 2 августа 1654 года, в обстановке Анджелес разгорающейся Эпидемии было воспринято как божественное Знамение , объявили главным Никона противники виновником гнева Божиего с патриарха ЕГО реформами и недавним “надругательством” над иконами, написанными “не по старине”. Сам Никон считал, были наказание эпидемии что за вмешательство царя бояр и в в правах Церкви форумыПравилаПомощи уложение 1649 года , однако в своом «Поучении о моровой язве» 1656 год сказал, о никому что причины бедствия Этого знать НЕ надлежать . 25 августа перед Успенским соборомв Москве собралась толпа. Люди принесли к крыльцу собора выскобленные иконы, ругали патриарха и обвиняли его в том, что он бежал из Москвы вместо того, чтобы молиться о своей пастве. В конце это Всё поспособствовало концов • Регистрация ОбъявленияКомпанииМероприятияСкидкиФорумДобавить популярности старообрядчества . Приверженцы сочли ЕГО : Многие эпидемию чумы предвестницей скорого Конца света . Один недовольный Никон стал видеть в ном антихристе, другие же считал патриарх лишь его предтечей. Старообрядцы ещё долго припоминал Никон эпидемию, например, о том, что патриарх повинны в ней, писал протопоп Аввакум в челобитной Алексей Михайлович от 1664 года. Но, с другой стороны, Могло быть НЕ НЕ в заслуге поставлен Никон то , что он уберёг от чумы царской семья [12][11] [10] [45] .

В 1655 в Михайловиче Организатора Алексея год письмо Артамон Матвеев жаловался на утрате душевного равновесие из-за случившееся бедствие. Чума произвела сильное впечатление на царя, страх перед ней преследовал его до конца жизни [12] .

Некоторые исследователи, например, В. М. Рихтер и Г. Ф. Вогралик, считали, что только, начиная с данной эпидемии, в России стали проводиться противоэпидемические мероприятия, что после и неё произошёл перелом во взглядах на Происхождение чумы . С такой точкой зрения не соглашался А. Е. Сегал, полагавший, что борьба с эпидемиями во 2-е половина XVII представлял собой век эволюция давно известная в народе СРЕДСТВА Борьбы [46], Как средство карантина Борьба с эпидемиями и применялся раньше , но после 1654 год получил повсеместное распространение. : Стали больше власти Внимания уделять предупреждение заноса : болезни из -за Граница. Иностранцы с пристрастием расспрашивал, в ли был : их Страна и какая эпидемия : характер она носила . Подозрениях малейший ПРИ : их подвергали карантин или отправлял назад . Страх перед новым моровым поветрием был так велик, что запрещалось даже косить сено в тех местах, где до этого свирепствовала чума [47] . Усиливавшиеся мероприятия по предупреждению моровых поветрий, видимо, дали результат: в чумы эпидемий России НЕ было в Течение нескольких десятилетий после года 1657 [17] .

В литературе

В ответ на нападки Никон в августе 1656 года написал ” Поучение о моровой язве » – пространную проповедь, которая заняла особое место в литературном творчестве патриарха. Никон ней В отразил проблемы церковной жизни паствы в условиях Эпидемии и своё мнение о случившемся [48] .

В романе Д. | А. Гранина «Вечер с Петром Великая» один из героев высказывает предположение, относительно лёгкой причины что принятия народа петровских реформ были эпидемия 1654-1655 лет: люди, не знавшая бабушки и дедушки, был проще порывать с традициями, уходить в солдаты и на стройках [49 ] .

Примечания

Комментарии
  1.  Но И. Л. Андреев пишет, только Патриарх что в августе присоединился к царской семье [12]
  2.  Князь И. А. И думный Хилков дьяк Алмаз Иванов Был вынуждено взять на себя руководство после столицы Того , как в сентябре Пронский и И. В. Хилков умерли, а Ф. А. Хилков лежал при смерти [12] [10] . Но Русский словарь биографический сообщает, что якобы И. В. Хилков : умер в 1655 году , а Ф. А. Хилков : умер от чумы в 1657 году .

Примечания

Комментарии
  1.  Но И. Л. Андреев пишет, только Патриарх что в августе присоединился к царской семье [12]
  2.  Князь И. А. И думный Хилков дьяк Алмаз Иванов Был вынуждено взять на себя руководство после столицы Того , как в сентябре Пронский и И. В. Хилков умерли, а Ф. А. Хилков лежал при смерти [12] [10] . Но Русский словарь биографический сообщает, что якобы И. В. Хилков : умер в 1655 году , а Ф. А. Хилков : умер от чумы в 1657 году .
Источники питания

↑ Показывать компактно

  1. ↑ Перейти К:9 Медведь А.Н. Актовые материалы об эпидемиях XVII в. как источник по антропологии : болезни истории в Московском государстве // Проблемы дипломатики, кодикологии и актовой географии : Материалы Междунар XXIV. науч. конф. [ Арх. 2 августа 2017 ]. – РГГУ , 2012. – С. 397-400. – 548 с.
  2. ↑ Васильев, Сеге, 1960 , 53-54.
  3. ↑ Ступин для Василий. Эсхатологическое напряжение на Руси XVII века // Московская православная духовная академия. Кафедра церковной истории .
  4. ↑ Перейти к:9 Авдеев А.Г. Новые эпиграфические источники о моровом поветрии 1654 г. в Московской Руси // Вестник ПСТГУ . Серия II: История. История Русской Православной Церкви. – 2012. – Вып. 1 (44).
  5. ↑ Перейти к:3 Сорокина Т.С. Медицина в Московском государстве (XV-XVII вв.) // История медицины. – М.  : Академия , 2007. – 565 с.
  6. ↑ Перейти к:2 Васильев, Сегал, 1960 , с. 54-55.
  7. ↑ Перейти К:2 Нефёдов С.А. 1.2. Крестьянский «Золотой век» // История России: факторный анализ. – М.  : Территория будущего, 2011. – Т. II: От окончания Смуты до Февральской революции. – 685 с.
  8. ↑ Перейти к:8 Александр Джон Т. Чума в Московии, 1500-1700 // Бубонская чума в ранней современной России: общественное здравоохранение и городская катастрофа:[ англ. ] . – Оксфорд: Oxford University Press , 2003.
  9. ↑ Перейти к:2 Супотницкий М. В. Где скрывается чума? // Universum . – 2005. – № 3.
  10. ↑ Перейти к:9 Лобачёв С.В. Глава 9. Моровое поветрие // Патриарх Никон. – СПб.  : Искусство – СПБ, 2003. – 416 с.
  11. ↑ Перейти К:3 Севастьянова С.К. Материалы к «Летописи жизни и литературной деятельности патриарха Никона». – СПб.  : Дмитрий Буланин, 2003. – С. 87-91, 218. – 520 с.
  12. ↑ Перейти к:10 11 12 13 14 15 16 17 Андреев И.Л. Часть 4. Эпоха противостояния : Моровое поветрие // Алексей Михайлович. – М.  : Молодая гвардия , 2003. – 178 с. – ( ЖЗЛ ).
  13. ↑ Перейти к:2 Васильев, Сегал, 1960 , с. 54-57.
  14. ↑ Перейти к:7 Шокарев С.Ю. «Мор и глад» // Повседневная жизнь средневековой Москвы. – М.  : Молодая гвардия , 2012. – 475 с. – (Живая история. Повседневная жизнь человечества).
  15. ↑ Перейти к:3 Никонов Н. И. Шуйско-Смоленская икона Пресвятой Богородицы. История и иконография . – СПб.  : Ладан; Троицкая школа, 2008. – С. 38. – 240 с.
  16. ↑ Перейти к:2 Васильев, Сегал, 1960 , с. 57.
  17. ↑ Перейти к:3 Васильев, Сегал, 1960 , с. 86.
  18. ↑ Перейти к:5 Любин, Алексей. Неизвестная война 1654-1667 гг. , – Скептики .
  19. ↑ Перейти к:2 Васильев, Сегал, 1960 , с. 58.
  20. ↑ Васильев, Сеге, 1960 , 59.
  21. ↑ Перейти к:2 Васильев, Сегал, 1960 , с. 61.
  22. ↑ Васильев, Сеге, 1960 , 62.
  23. ↑ Великая чума Лондона, 1665 :[ англ. ] // Инфекция, исторические представления о болезнях и эпидемиях. – Гарвардский университет .
  24. ↑ Перейти к:3 Звягинцев Е. Чума в Москве в XVII и XVIII вв. // Исторический журнал . – 1937. – № 2.
  25. ↑ Перейти К:5 Мирский М. Б. Глава III. Аптекарский приказ (XVI-XVII вв.) 7. Борьба с “моровыми поветриями” // Медицина России X-XX веков: очерки истории. – М.  : РОССПЭН 2005.
  26. ↑ Васильев, Сеге, 1960 , 78.
  27. ↑ Васильев, Сеге, 1960 , 82.
  28. ↑ Васильев, Сеге, 1960 , 83.
  29. ↑ Перейти к:2 Michels GB В войне с церковью: религиозное несогласие в России семнадцатого века:[ англ. ] . – Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета , 1999. – С. 212-213. – 354 с.
  30. ↑ Перейти к:2 Никонов Н. И. Шуйско-Смоленская икона Пресвятой Богородицы. История и иконография . – СПб.  : Ладан; Троицкая школа, 2008. – С. 31-32. – 240 с.
  31. ↑ Малинина Н. Сказание о моровой язве // Вологда: Историко-краеведческий альманах. – 1997. – Вып. 2.
  32. ↑ Никитина Т.Л. Система росписи ростовской церкви Спаса на Торгу // Ростовский кремль. Государственный музей-заповедник .
  33. ↑ Богоматерь Шуйская, со святыми на полях // Музей русской иконы .
  34. ↑ Перейти К:2 Романов А.А. И святые почитания чудотворных икон в России в конце XVI – XVIII начала в: религиозная практике и государственная политика. . – СПб.  : Санкт-Петербургский государственный университет , в 2016 году.
  35. ↑ Перейти К:2 Архангельский С.И. Дипломатические агенты Кромвеля в переговорах с Москвой // Исторические записки. – 1939. – Т. 5.
  36. ↑ Collins S. Chap. IX // Современное состояние России, в письме к другу в Тлари . 1671:[ англ. ] . – Под редакцией Маршалла Т. По, 2008. – С. 33.
  37. ↑ Медовиков П.Е. Историческое значение царствования Алексея Михайловича . – тип. Александра Семена, 1854. – С. 76.
  38. ↑ Перейти к:10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 Васильев, Сегал, 1960 , с. 59-60.
  39. ↑ Перейти К:7 Журнал микробиологии, эпидемиологии и иммунобиологии . – 1966
  40. ↑ Исторический очерк // Официальный сайт Алексина.
  41. ↑ Карачев // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. И 4 доп.). – СПб. , 1890-1907.
  42. ↑ Чернышёв В.Я. Социоэкономическая история Мурома XVII в. ,
  43. ↑ Перейти к:2 Платонов С.Ф. Время царя Алексея Михайловича (1645-1676) : § 83. Медные деньги и их последствия // Учебник русской истории для средней школы. – СПб.  : тип. М.А. Алексиданов, 1909.
  44. ↑ Богатырёв, А. А. Алексей царь как дверь в Михайлович Организатор Пытался Европу Главный открыть // Historicus.
  45. ↑ Мельников Ф. Е. Краткая история древлеправославной (старообрядческой) церкви . – Барнаул, 1999.
  46. ↑ Васильев, Сеге, 1960 , 64-65.
  47. ↑ Васильев, Сеге, 1960 , 71, 78.
  48. ↑ Севастьянова С. К. В греха тема Поучении Никона патриарха о моровой язве // Литература и документ: сборник научных трудов. – Новосибирск: Институт филологии СО РАН, 2011. – С. 16. – 178 с.
  49. ↑ Гранин Д. А. Глава 21. Открытие // Вечера с Петром Великим . – М: Центрполиграф , 2010. – 448 с.

Leave a Reply

Your e-mail address will not be published. Required fields are marked *